Кризис 17 лет: причины, симптомы, как преодолеть
Кризис 17 лет – это один из периодов скачкообразного и бурного развития человека, когда вся его жизнь становится совершенно не такой, как раньше. Он связан с глобальными изменениями круга интересов, общения, деятельности. Юноши и девушки постоянно стоят перед выбором, в связи с чем – напряжены и испытывают стресс.
Этому кризису присущи такие признаки, как упрямство, юношеский максимализм, временные нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы. После преодоления кризиса подросток превращается в юношу (девушку): становится более вдумчивым, целенаправленным, логичным и адекватным.
Определение понятия
Если говорить кратко, то кризис 17 лет в возрастной психологии – это очередной период бурного развития человека, в который он начинает поиск себя, изменяет взаимоотношения с окружающими, приобретает новые цели в жизни и вырабатывает новые для себя стратегии поведения. Несмотря на название, возрастные границы юношеского кризиса – от 16 до 18 лет, в зависимости от жизненной ситуации и развития ребенка.
Причины кризиса юности
Главная причина кризиса юношеского возраста – потребность и необходимость в самоопределении. Юношам и девушкам постоянно приходится сталкиваться с выбором: с кем общаться, чем заниматься, какую выбрать профессию, куда пойти учиться. Такая ситуация – стрессовая для ребенка, поэтому в этот период он находится в напряжении. Наиболее часто старшеклассники и выпускники школы встречаются с проблемами:
ЕГЭ
Выпускные экзамены доставляют школьникам немало хлопот, связанных с выбором предметов и подготовкой к аттестации. Наиболее неприятный момент – неизвестность до самого начала экзамена. Человек готовится по пробным вариантам, но никогда не знает, какой попадется ему в экзаменационной аудитории. Кроме того, на проверку работы требуется 7-14 дней, и все это время выпускнику приходится переживать за свои результаты.
Ситуация выбора
Старший подросток выбирает дальнейший путь после школы, от этого выбора, на его взгляд, зависит вся оставшаяся жизнь. Поэтому его нервная система перевозбуждается при размышлениях о том, куда пойти учиться, кем стать, уезжать ли из родного города или оставаться, какую выбрать форму обучения, совмещать ли учебу с работой или сделать акцент на чем-то одном.
Ожидания ближайшего окружения
Практически от любого ребенка, даже почти взрослого, родители, близкие и друзья чего-то ожидают. Например, что он будет хорошо учиться, сможет успешно сдать экзамены, поступит в престижный вуз. Также общество предъявляет свои требования, которым не так-то легко соответствовать. Выпускника постоянно спрашивают о том, чем он будет заниматься, готов ли к экзаменам, куда собирается поступать, кем хочет работать. Большинство девушек и юношей в кризисе 17 лет еще сами находятся в состоянии неопределенности, поэтому подобные вопросы вызывают у них некоторое напряжение и раздражение.
Изменение привычной жизни
Поступая в учебное заведение после школы или устраиваясь на работу, юноша сталкивается с совершенно новыми для него условиями. Приходится брать на себя больше ответственности, вливаться в новый коллектив, принимать собственные решения, возможно, учиться жить отдельно от родителей, решать свои финансовые вопросы и жилищные проблемы. Период адаптации также оказывается весьма стрессовым.
Все эти ситуации обостряют проявления юношеского кризиса.
Признаки кризиса юношеского возраста
У большинства детей старшего школьного возраста кризис 17 лет проявляется достаточно ярко, поэтому родители вполне могут заметить его самостоятельно, без специальных диагностик. Он характеризуется следующими признаками:
Возникновение страхов
Подросток начинает часто высказывать свои переживания о том, что с ним будет дальше. Его тревожит будущее и все, что с ним связано. Он боится оступиться, ошибиться с выбором пути, не оправдать надежд близких людей, переживает за появление новой ответственности и обязанностей. Если некоторые из страхов реализуются, например, недостаточно высокий балл по ЕГЭ, то ребенок может уйти в глубокую депрессию.
Нарушения работы нервной системы
К ним относятся проблемы вегетативной системы: головокружения, учащенное сердцебиение, нервные тики, скачки давления, диспепсические расстройства, боли в груди и усиление работы потовых желез. Также к невротическим реакциям относятся эмоциональные нарушения: неустойчивое настроение, раздражительность, вспыльчивость, плаксивость, понижение работоспособности, повышение тревожности, усиление самокритики, снижение концентрации внимания, неуверенность в собственных силах и возможностях, пессимизм.
Юношеский максимализм
Так называется симптом кризиса 17 лет, при котором подросток видит мир в черно-белом цвете: для него или все хорошо, или все плохо, ему нужно или все, или ничего. Связан он с нормальной для возраста ригидностью мышления, эгоизмом и недостатком жизненного опыта. К признакам юношеского максимализма относятся:
- высокая категоричность суждений;
- упрямство;
- избыточная самоуверенность;
- стремление как можно сильнее выделяться среди других людей;
- завышенные требования к окружающим людям и к самому себе;
- отсутствие желания идти на компромисс;
- чрезмерная эмоциональность при спорах и доказательстве своей точки зрения.
Особенности кризиса
Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, особенности протекания кризиса юношеского возраста выражаются в изменении трех составляющие личности:
- Ведущая деятельность. Из интимно-личностной, бывшей в подростковом возрасте, она превращается в учебно-профессиональную. Человеку в этот период необходимо определиться в жизни, получить профессию, поэтому в норме большинство его личностных ресурсов направляется на обучение и познание нового. Общение со сверстниками отходит на второй план, но не исчезает из жизни юноши полностью.
- Социальная ситуация развития. Здесь в период кризиса также происходит огромное количество изменений: круг общения, качество, цели, способы взаимодействий, появляются новые стратегии поведения в конфликтах и спорах, человек учится аргументировать свою точку зрения и успешно работать в команде для решения общих задач. Отношение старших окружающих к юношам и девушкам также становится другим: на них все чаще смотрят не как на детей, а как на взрослых, обращаются на «Вы», больше уважают и позволяют проявить себя.
- Возникновение возрастных новообразований ранней юности. Кризис 17 лет завершается новыми качествами личности, среди которых:
- профессиональное самоопределение;
- формирование индивидуального стиля мышления;
- регуляция собственного поведения на основе ценностей и смыслов;
- формирование логического интеллекта;
- осознание собственной ценности и индивидуальности;
- личностное самоопределение.
Противоречием кризиса 17 лет, по концепции Л.С. Выготского является противостояние двух противоположных желаний: общаться и изолироваться. Человеку по-прежнему хочется общения, но для самореализации у него также есть потребность в уединении. Главная его задача – найти баланс между этими явлениями, не потеряв при этом связь с обществом и не отодвинув на задний план реализацию собственных возможностей.
Риски кризиса юношеского возраста
Кризис юношеского возраста в психологии – это нормальный период развития человека, но от того, как юноша или девушка из него выйдет, зависит их дальнейшая жизнь. Иногда кризис оказывается весьма рискованным явлением, причиной чего часто является отсутствие понимающих и здравомыслящих людей рядом, способных адекватно воспринимать происходящее с ребенком и помочь ему с этим справиться.
Одним из неприятных последствий кризиса юношеского возраста может быть неправильное профессиональнее самоопределение. Причины бывают разные: ошибка с выбором, настаивание со стороны родителей; поступление не куда хотелось, а куда взяли или куда пришел без реальной мотивации; поступление «за компанию». Независимо от причин, через 1-3 года обучения человек осознает, что он пошел не по той дороге, по которой ему хотелось. При этом есть два пути: бросить и начать все сначала, или продолжать учиться по специальности, которая не приносит морального удовлетворения. В первом случае зря теряется время и ресурсы на ненужное, как оказалось, обучение, во втором – человек всю жизнь ощущает себя не на своем месте и испытывает постоянный дискомфорт в профессиональной сфере.
Другой риск – возникновение девиаций. В результате постоянного стресса некоторые старшие подростки, по примеру старших родственников или сверстников, могут начать «снимать напряжение» посредством курения, употребления алкоголя и психоактивных веществ.
При проблемах с самооценкой и налаживанием контактов есть риск возникновения трудностей в адаптации к новым условиям: коллективу, преподавателям, формам аттестации и проверки знаний.
Мои советы родителям
Главное, чем могут помочь родители в кризисе юности – дать ребенку больше самостоятельности и ответственности. В этот период человек ждет от родителей понимания, поддержки, доверия и, главное, уважения. Ему идет на пользу прислушивание родителей к его мнению, обсуждение с ним ключевых семейных вопросов, доброжелательные высказывания в правильности выбранного им пути.
Стать ребенку другом в этот период не получится: приятелей он найдет в кругу сверстников. Роль родителя – наставническая, но без навязчивости, чрезмерной требовательности и упреков. Юноша ждет от родителей, что они будут страховать его на случай неудачи, но не станут вмешиваться в его дела без просьбы. К старшим старшеклассники и первокурсники относятся с уважением в том случае, если чувствуют то же самое по отношению к себе. В ином случае в период кризиса 17 лет можно окончательно испортить отношения со своим выросшим чадом.
Заключение
Иногда кажется, что юноша слишком вспыльчивый и агрессивный, плаксивый и депрессивный, неустойчивый и не определившийся, но кризисный период 17 лет – это нормальный этап развития, который обязательно завершится через некоторое время. Это произойдет, когда человек сдаст экзамены, поступит в учебное заведение и адаптируется к новым условиям. В результате успешного выхода из кризиса он сможет более адекватно воспринимать мир, успешно взаимодействовать с окружающими и качественно заниматься своей профессиональной деятельностью.
The Jizn
Психология
Когда я стану взрослым…кризис становления
Кризис становления: 18–25 лет Кризис возраста – особый период в жизни людей, который подвергает серьёзной проверке их личностные качества, сформированные до совершеннолетия. Привычный уклад жизни рушится, мир открывается с новой стороны, и такое положение вещей действительно выводит из равновесия. После 18 лет к человеку предъявляются новые требования со стороны общества, семьи. Ему нужно многое менять, […]
Кризис становления: 18–25 лет
Кризис возраста – особый период в жизни людей, который подвергает серьёзной проверке их личностные качества, сформированные до совершеннолетия. Привычный уклад жизни рушится, мир открывается с новой стороны, и такое положение вещей действительно выводит из равновесия.
После 18 лет к человеку предъявляются новые требования со стороны общества, семьи. Ему нужно многое менять, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих. Однако взрослая жизнь не всегда встречает с улыбкой. В большинстве случаев молодым людям приходится сталкиваться с её недобрым оскалом и испытывать большие трудности на пути к мечтам. В этот период многие юноши и девушки переносят большие стрессы, впадают в депрессию, поскольку психологическая защита, действовавшая в детстве, уже не срабатывает.
Первый возрастной кризис
В нашей культуре взаимодействие между юношами, девушками и обществом построено так, что они сталкиваются с первым возрастным кризисом в 18 лет. Проще говоря, до этого времени они учатся в школе, опекаются родителями, учителями, не беспокоясь о своём содержании. Но после совершеннолетия оказываются лицом к лицу с огромным, чужим миром, в котором за каждый свой поступок приходится нести ответственность.
Разумеется, существуют семьи, в которых даже совершеннолетние сыновья и дочери продолжают оставаться детьми. Родители сами выбирают им вуз, обеспечивают финансами и пытаются контролировать их времяпровождение. В таких случаях первый возрастной кризис «откладывается» до 21–22 лет. А у некоторых и вовсе появляется только в 25, если мама и папа чрезмерно заботливы. Но рано или поздно приходит время становления для нормальной жизни в социуме. В этот период формируется имидж человека, его жизненный стиль, который обычно не меняется.
Неприятности для послушных
Многие молодые люди, привыкшие быть примерными детьми, учениками, после совершеннолетия практически не меняются. Они продолжают быть паиньками и аккуратно выполнять социальные требования. Им кажется, что если они будут делать всё хорошо и своевременно, то их жизнь будет лёгкой, спокойной, привычной. Как правило, такие юноши и девушки преуспевают в дальнейшей учёбе в вузах, колледжах, но при этом нередко воспринимаются однокурсниками как «ботаники» и зубрилы, которых не любят.
А вот лентяи и тусовщики, которые предпочитают учёбе весёлые вечеринки, чувствуют себя в общество непринуждённо. Они оттачивают свои навыки общения на разных пати, заводят полезные связи, что позволяет им в дальнейшем стать более успешными. К сожалению, бывшие отличники быстрее ломаются, чем двоечники, когда сталкиваются с реальной жизнью лицом к лицу. Они вырабатывают навыки, которые позволяют вести себя правильно и нравиться обществу. Очень часто такие люди становятся жертвами офисных интриг, так как не умеют выкручиваться из сложных ситуаций и ставить на место зарвавшихся коллег.
Знания или коммуникативные способности?
Какой вариант выбрать, чтобы иметь в жизни успех и в период становления не испытывать серьёзных трудностей? Знания очень нужны, так как без них человек духовно беден, невежественен и груб. Но посвящать всю свою жизнь постоянному обучению тоже нельзя. Как показывает практика, вечные отличники в жизни часто несчастливы. Они не способны подстраиваться под реалии окружающего мира и в случае каких-либо форс-мажорных ситуаций просто теряются.
А вот люди с хорошо развитыми коммуникативными качествами успешно решают многие проблемы и умеют находить общий язык практически со всеми. Они виртуозно играют нужные роли в нужное время, поэтому легче переносят кризис становления в эмоциональном отношении.
Для включения и активной работы социальной рефлексии стоит больше времени уделять не зубрению очередного учебника, а отношениям, общению. Как считают психологи, в возрасте 18–25 лет благоприятнее всего воздействует на человека любовь. Ему приходится выходить из зоны комфорта, разговаривать, приобретать новые навыки и умения, чтобы быть рядом с объектом своего вожделения.
Кризис смысла жизни
Интересно, что многие люди в период личностного становления часто задаются вопросом о смысле жизни. Юноши и девушки пытаются понять назначение своего «я», его роль в социуме, поэтому невольно проявляют интерес к психологии, самопознанию, эзотерике. Если внутренних резервов не хватает и человек духовно беден, то он скатывается на дно. Часто молодые люди становятся алкоголиками, наркоманами, когда не могут преодолеть кризис смысла жизни. Некоторые тинэйджеры объединяются в группы, создают свои субкультуры, протестуя таким образом против обезличивания взрослой жизни. К сожалению, есть и те, кто заходит слишком далеко и решается на самоубийство. Но подобное действие – не выход из ситуации, а всего лишь проявление малодушия.
Источник https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/vozrastnye-krizisy/krizis-17-let
Источник http://thejizn.com/2018/10/18/kogda-ja-stanu-vzroslym/
Источник