Проблемы с которыми сталкиваются родители при подготовке ребенка к школе

Содержание

Проблемы с которыми сталкиваются родители при подготовке ребенка к школе

Поступление в школу – это очень волнительный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. Важно понимать, что это первый шаг во взрослую жизнь, потому что ребенок оказывается в новом для себя социуме, поэтому он должен понимать и принимать правила этого общества, чтобы дальнейшее обучение происходило без дополнительных проблем. Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её виды и критерии?

Раньше готовность ребенка к школе оценивалась по определенному объему его знаний. Сейчас же педагоги и психологи расценивают знания не как цель, а как средство развития ребенка. Ребенок должен уметь пользоваться этим знанием, самостоятельно его добывать и анализировать.

Говоря о видах готовности к школе, можно выделить следующие:

  • психологическую готовность,
  • интеллектуальную готовность,
  • социальную готовность,
  • физическую готовность.

В связи с этим каждому родителю хочется знать, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Как понять, готов ли он морально к этому? Как ему помочь, если в школе он столкнется (а это наверняка произойдет) с первыми в его жизни школьными трудностями? Это очень важные вопросы, поэтому рассмотрим максимально подробно, как можно подготовить своего ребенка, чтобы его пребывание в школе было для него комфортным.

Что нужно уметь к первому классу

Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок уже должен владеть перед поступлением в школу. Вот их перечень:

Подразумевается, что ребенок уже освоил все навыки и умения перед поступлением в первый класс. Безусловно, большую роль в этом в процессе играют детские сады и родители, которые должны заложить определенную базу, в рамках которой будет происходить дальнейшее обучение.

С какими стрессами ребенок может столкнуться

Когда ребенок идет в первый класс, то вполне естественно, что он испытывает волнение в связи с попаданием в незнакомую и непонятную для себя обстановку.

Все дети, которые в первый раз идут в школу, сталкиваются со следующими видами стрессов:

  • Иммунологический. Ребенок попадает в большой коллектив детей и взрослых, у каждого из которых свое состояние здоровья. Кто-то чихает, кто-то кашляет, при этом это происходит не на открытом воздухе, а в условиях закрытого пространства. Поэтому вполне естественно, что в классе, коридоре или столовой дети сталкиваются с различными вирусами.
  • Социальный. Школа – это всегда новый коллектив, где каждому приготовлена своя роль. Ребенок должен адаптироваться к новым условиям, занять определенную нишу в социуме.
  • Учебный. Здесь имеется в виду не только выполнение домашних заданий, но и необходимость спокойно сидеть на уроке положенное время, поднимать руку, когда он хочет что-то сказать или ответить на вопрос преподавателя.

В этом случае помогает предварительная подготовка в виде посещения детского сада. Поэтому если ваш ребенок не посещал его, то хотя бы за год до школы нужно отдать его в сад или в развивающий детский центр. Здесь он столкнется с примерно теми же ситуациями, что и в школе (коллектив детей, разные социальные роли, тот же учебный стресс, только в более мягкой форме).

Как понять, подготовлен ли ребенок к школе психологически

Важно говорить не только об интеллектуальной готовности ребенка к школе, но и том, насколько уровень его психологической зрелости позволяет ему учиться. От этого зависит не только его успеваемость, но и самочувствие.

О. А. Карабанова включает несколько свойств и способностей ребенка, которые демонстрируют его психологическую готовность к обучению в школе:

  • Возможность выполнения ребенком учебной деятельности под руководством педагога, а затем самостоятельно.
  • Наличие предпосылок для усвоения системы научных понятий.
  • Освоение навыков кооперации и учебного взаимодействия в отношениях с другими детьми и преподавателями.

Школа и здоровье ребенка

Физическое состояния ребенка – это еще один важный момент, который нужно учитывать при подготовке к школе.

В возрасте 6-7 лет у детей происходит ряд важных изменений в организме – это смена зубов и интенсивный рост всего организма. Не зря наиболее благоприятным возрастом для начала обучения считается 7 лет, но в ряде случаев ребенок садится за парту в возрасте 6 лет. Часто такие дети оказываются недостаточно физически развиты, чтобы выдержать все школьные нагрузки.

С точки зрения подготовки к первому классу и того, что могут сделать родители, важно отметить большое значение летнего отдыха перед учебой. Задача родителей – организовать отдых таким образом, чтобы ребенок смог отдохнуть от большого количества людей (и, как следствие, большого количества инфекций), огромного количества выхлопных газов и бытовой химии, а также общепита.

Идеальное место для этого – дом в деревне у бабушки, где минимум людей, всегда свежий воздух и полезные продукты. Если такой возможности нет, то подойдет любой загородный отдых на даче (естественно, под присмотром родителей). В таких условиях ребенок будет физически развиваться, у него нормализуется работа сосудов и сердца, он полноценно отдохнет и окрепнет перед долгим учебным годом.

Как подготовить ребенка к школе: советы родителям

В то время, когда детей не учили писать и читать до школы, они воспринимали школу и поступление в 1 класс как нечто особенное и волнительное для них событие. Дети буквальным образом ощущали смену своего статуса – с дошкольника на школьника. Это был настоящий прогресс в развитии их личности, потому что именно в школе они начинали обучаться чтению, письму и другим школьным навыкам.

Еще каких-то 40-50 лет трудно было представить ребенка, который не хотел идти в школу. Сейчас же таких детей становится все больше. В чем же может быть причина? Дело не в пресловутой разнице поколений, которой так привыкли апеллировать многие люди, не знакомые со всей спецификой. Дело в том, что граница между детским садом и школой, дошкольным и школьным возрастом, постепенно размылась. Получается, что писать и читать их уже научили в детском саду, поэтому дети задаются резонным вопросом – а чем же мы будем заниматься в школе? Они понимают, что в первом классе они будут заниматься примерно тем же, чем они занимались в детском саду. Соответственно, у современных детей элементарно пропадает мотивация к учебе еще до поступления в школу.

В таком случае родителям помогут рекомендации, как правильно подготовить ребенка к школе и сохранить в нем мотивацию к учебной деятельности. В первую очередь, нужно создать четкий переход между поступлением в первый класс и тем, что было до этого. Не нужно излишне перегружать ребенка чередой домашних заданий по изучению математике, чтению и другим навыкам – в школе его всему научат если, повторимся, в нем сохранится мотивация к обучению. Важно сконцентрировать его внимание не только на обязанностях, которые он должен будет выполнять, но и на каких-то приятных вещах, которые ждут его в школе.

Чтобы подготовить ребёнка к школе, родители водят его дополнительно в школу на подготовительные курсы или в клуб. Несмотря на это, бывает, что ребёнок оказывается к школе не готов.

Основное заблуждение родителей считать, что если ребёнок умеет читать и писать, то он готов к школе. Важнее когда ребёнок умеет общаться со сверстниками, не боится обратиться к взрослым за помощью, задаёт вопросы, знает правила поведения, может спокойно сидеть на занятиях, интересуется новыми знаниями.

Какие ошибки допускают родители при подготовке ребёнка к школе?

Ошибка 1. Перегружать ребёнка кружками

Пример. Ребёнок в детском саду посещал много развивающих кружков и секций. В первом классе ситуация не изменилась: кружок по развитию интеллекта, музыкальная школа, кружок по шахматам. Под присмотром родителей ребёнок выполнял домашнее задание.

Результат. Перегруженность в подготовительной группе, затем в школе снизила уровень его адаптации к 1 классу и отбила у ребёнка желание учиться.

• Не нагружайте ребёнка кружками, до школы можно вообще не посещать кружков, а в школе не более двух.

• При выборе кружков нужно руководствоваться желаниями и способностями ребёнка.

Ошибка 2. Не учитывать сколько детей в группе по подготовке к школе

При выборе подготовки детей к школе, лучше выбрать место, где количество детей не больше 10-15. При таком количестве детей, педагог сможет индивидуально поработать с каждым, обратить внимание, в том числе, на вашего ребёнка, увидеть его трудности, дать совет родителям.

Ошибка 3. Родители выбирают индивидуальные подготовительные занятия, а не мини-группу

Пример. Диагностика в детском саду показала, что ребёнок недостаточно подготовлен к школе. Педагог-психолог ознакомила маму с результатами диагностики. Мама ребёнка объяснила, что ребёнок занимается индивидуально с репетитором, который утверждает, что ребёнок готов к школе.

Результат. В первом классе у ребёнка появились трудности в учёбе.

Он не успевал за остальными детьми, плакал на уроке, потом отказался ходить в школу.

Выбирайте подготовку к школе в мини-группе вместо индивидуальных занятий с педагогом. Так вы сможете узнать о трудностях при групповых занятиях. После окончания курса занятий в группе, хорошо узнать у педагога над чем нужно поработать с ребёнком, какие могут быть проблемы в дальнейшем. Хорошо также спросить об этом у воспитателей и других специалистов сада.

Ошибка 4. Родители завышают свои требования к ребёнку, не учитывая мнение специалистов детского сада

Пример. Педагоги и специалисты детского сада познакомили маму с результатами обследования и рекомендовали выбрать стандартную программу обучения. Мама не поверила рекомендациям и отдала ребёнка в первый класс с усложнённой программой.

Результат. В школе у ребёнка начались проблемы с поведением: он мог кричать, шуметь во время урока, петь песни, т. е. демонстративно себя вести. Причина этого в том, что выбор неправильной программы ухудшил адаптацию к школе и отбил у ребёнка желание учиться.

• При выборе программы необходимо основываться способностями возможностями ребёнка, а не амбициями родителей.

• Обязательно учитываете мнение воспитателей и других специалистов детского сада (педагога-психолога, логопеда).

• Чтобы ребёнок смог учиться по сложной программе ему потребуется дополнительная подготовка.

• Если ребёнок не будет справляться с программой, то начнёт протестовать, показывать недовольство, будет пассивен в учёбе.

Ошибка 5. Родители прекращают занятия с психологом и логопедом после детского сада

Если ваш ребёнок до школы получал помощь педагога-психолога и логопеда, то при переходе в школу необходимо уточнить у них уровень развития в текущий момент.

В большинстве случаев рекомендуется получить повторное психолого-педагогическое заключение, но уже для школы. Это поможет ребёнку быстрее адаптироваться к школе и скорректировать возможные трудности.

Ошибка 6. Родители торопятся отдать ребёнка в первый класс

Пример. Родители отдали сына в первый класс до того, как ему исполнилось 7 лет, не посоветовавшись со специалистами детского сада. В школе у ребёнка появились трудности. Ребёнок умел читать и считать, но опаздывал на уроки, т. к. заигрывался на переменах. На уроке проявлял активность только в первые пять минут, потом вставал и ходил по классу или играл. В ответ на замечание ненадолго менял поведение, затем снова отвлекался.

Спросите у специалистов детского сада, готов ли ребёнок к школе, нужна ли какая-то дополнительная подготовка. Дети, чаще мальчики, которым не исполнилось 7 лет, испытывают трудности в начальной школе.

У таких детей недостаточно развиты: речь, внимание, память, самоконтроль.

Такие дети не способны усидеть на месте, слушать учителя, запоминать материал в нужном объёме, успевать за классом.

Лучше, если ребёнок пойдёт в школу в 7 лет 6 месяцев и будет хорошо учиться, чем на год раньше и не будет успевать, будет дезадаптирован к школе, без мотивации к учёбе.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе Готовить ребенка к школе — это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные.

Родительские уголки по безопасности

Родительские уголки по безопасности Безопасность — одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На этапе дошкольного детства одна из наиболее.

Трудности при подготовке ребенка к обучению

Как только ребенку приходит время идти в школу, вся семья сталкивается с целым рядом проблем. Они связаны с психологическим состоянием малыша, который оказывается оторванным от привычного режима, а также с психологическим состоянием взрослых, вынужденных вместе со своим сыном или дочкой адаптироваться к новым условиям.

Чтобы школьная пора не воспринималась так трагично, родителям следует вовремя подготовить ребенка к изменениям в его жизни. Причем эта подготовка не должна ограничиваться обучением определенным умениям и навыкам, необходимым в школе. Важнее психологическая готовность ребенка, включающая в себя умение слушать взрослого, подчинять свое поведение определенным правилам, а также общаться со сверстниками. В будущем именно это поможет избежать целого ряда проблем.

Читать статью  Психолог объяснил, как конфликты родителей влияют на ребенка

Начало обучения — это в некотором роде экзамен для всей семьи. Как только маленький человек поступает в школу, к нему сразу меняется отношение взрослых, и не только к нему, но и к его занятиям, увлечениям. Оно становится более серьезным. Родители и другие близкие родственники видят в первокласснике не капризного малыша, а полноценную личность, способную самостоятельно принимать решения. Да и сам ребенок, осознавая всю важность момента, чувствует себя повзрослевшим.

К школе ребенка готовят почти все дошкольное детство. И ведущая роль здесь принадлежит игре. Именно она направляет любознательность малыша на постижение окружающей действительности. Порождает желание реально, а не понарошку включиться в мир взрослых. В процессе игры ребенок знакомится с различными профессиями, при этом он сталкивается с тем, что еще практически ничего не знает и не умеет.

Во многих школах и гимназиях существуют специальные подготовительные классы, в которых занятия проводят опытные педагоги. Вполне разумным будет записать ребенка в класс, потому что самостоятельно заниматься с ним очень трудно. К тому же далеко не все мамы и папы обладают педагогическими знаниями, а большинство педагогов считает, что нецелесообразно родителям самим учить ребенка чтению, письму и математике, потому что в школе или гимназии занятия проводят совершенно по другим методикам. Помимо чтения, счета и письма подготовка к школе включает развитие речи, памяти, моторных навыков. Тому в первую очередь способствует регулярное общение ребенка со взрослыми членами семьи. Обычно лучше удается вести беседы тем детям, чьи родители с ранних лет уделяли ребенку достаточно внимания, разговаривали с ним на разные темы, интересовались его мнением по тому или иному поводу.

Проследите, запоминает ли он то, что вы читаете или рассказываете ему, или то, что он смотрит по телевизору. Обращайтесь с просьбами пересказать содержание понравившейся книги или фильма, когда после прочтения или просмотра уже прошло определенное время. По ответам ребенка можно сделать вывод относительно того, насколько хорошо он запоминает информацию.

Очень большую роль играет развитие моторных навыков. Для развития моторных навыков ребенка необходимо приучать к рисованию, лепке из пластилина или глины, изготовлению различных поделок, занятиям конструированием и т. д.

Все игры направлены на развитие мелкой моторики рук. Одновременно ребенок приучается к внимательности, тренирует наблюдательность и вырабатывает усидчивость и желание довести начатую работу до конца.

Развитие мелкой моторики положительно влияет на формирование психики ребенка, а также способствует развитию мышления. Поэтому такие занятия следует проводить как можно чаще, если ваш ребенок слишком непоседлив, чтобы увлечься собиранием мозаики или лепкой из пластилина, приучайте его к этому постепенно. Сначала вы можете продемонстрировать ему красивые поделки, изготовленные вами или кем-то из ваших знакомых, а затем предложите ребенку попробовать свои силы и фантазию и сделать что-нибудь подобное.

Как правило, большинство детей с удовольствием соглашается с предложением попробовать себя в роли мастера. Особенно если вы покажете ему по-настоящему интересный предмет, изготовленный кем-то из сверстников. Это может быть красивый домик, сделанный из веточек или прутиков; или статуэтка из гипса или соленого теста, или игрушки, сделанные из конструктора. Причем ребенка может заинтересовать не только сам процесс изготовления какой-нибудь игрушки, но и возможность провести время с кем-нибудь из родителей.

Готовность ребенка к школе также предполагает умение действовать согласно определенным правилам, а также слушаться взрослых. В школе ребенку придется независимо от своего желания выполнять необходимые задания в строго установленное время. Иногда именно этот фактор является камнем преткновения для ребенка, который привык распоряжаться временем по собственному усмотрению. Особенно тяжело привыкать к новому строгому режиму очень подвижным детям, а также тем, для кого раньше никогда не существовало такого понятия, как распорядок дня. Поэтому родителям следует хотя бы за несколько месяцев до школы приблизить режим дня ребенка к такому варианту, с которым он столкнется в школе. То есть нужно четко установить временные границы, отводящиеся ему на игры и занятия, например, на чтение или рисование.

Говоря о распорядке дня, можно еще раз подчеркнуть важность и целесообразность подготовительных занятий, которые проводятся с будущими первоклассниками в школах и гимназиях. Занимаясь в коллективе, состоящем из сверстников, ребенок вынужден подчиняться определенным правилам. К тому же условия обучения в подобных группах самым наилучшим образом соответствуют физиологическим особенностям детей в возрасте шести-семи лет. Так что родители могут не беспокоиться, что нагрузка окажется для них чрезмерной.

В школе ребенок вынужден будет мириться со множеством ограничений, поэтому целесообразно заранее приучать его подчиняться требованиям взрослого. Иногда самостоятельно привить ребенку дисциплинированность оказывается очень трудно, поэтому имеет смысл обратиться к детскому психологу, который подробно разберется в ситуации и поможет найти нужное решение.

При подготовке к школе родители должны соблюдать осторожность и чувство меры. Ни в коем случае нельзя пугать ребенка школой и требованиями, которые там предъявляются. Только при спокойном отношении со стороны взрослых, при их поддержке и внимании ребенок воспримет необходимость подготовки к школе с удовольствием. Большое значение здесь имеет умение родителей заинтересовать малыша получением знаний, потому что если ребенок по собственной инициативе захочет научиться чему-то новому, то и заниматься он будет охотнее.

Случается, что и детсадовские дети не обладают умением адаптироваться к новому коллективу, поэтому в школе у них также могут возникнуть проблемы с общением. Ситуация осложняется еще и тем, что коммуникабельные дети буквально с первых дней в школе находят себе друзей, а несколько замкнутый ребенок остается в одиночестве. Как правило, основная вина в такой ситуации лежит на родителях, не сумевших привить ребенку навыки общения в коллективе.

Существует множество способов помочь ребенку адаптироваться в классе. Желательно задуматься об этом гораздо раньше, чем ему придет время отправляться в школу. В этом случае и у ребенка, и у родителей окажется намного больше времени и возможностей. Ведь чем младше дети, тем легче они привыкают к новым обстоятельствам. Это напрямую касается и умения общаться со сверстниками. Маленький ребенок легко находит общий язык с такими же, как он, прелестными карапузами, с которыми он играет в одной песочнице. Однако по мере взросления дети начинают враждебно воспринимать друг друга. Отсюда и возникают различные сложности.

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Психологическое состояние первоклассника, его физическое самочувствие и желание посещать школу в первый год обучения во многом определяется способностью к адаптации. У некоторых детей она происходит с определёнными трудностями, на которые нужно вовремя обратить внимание. В сложных случаях может потребоваться помощь психолога, но этого не следует пугаться. Своевременная работа со специалистом поможет избежать проблем в будущем.

Трудности школьного адаптационного периода

Адаптация к школе — это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.

Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

  • нового распорядка дня;
  • ограничения на подвижные игры в школе;
  • необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
  • новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:

  • Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
  • Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
  • Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно.

Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного — привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

littleBoy

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Структура адаптации детей к школе

Поскольку каждый привыкает к новым для него обстоятельствам по-разному, у школьника могут быть отклонения в различных показателях. Например, он может с готовностью получать новые знания, но не завести друзей или с трудом переносить школьный режим. В таком случае родители должны понимать, что сами по себе хорошие оценки не означают нормальную адаптацию к школе. Отклонения в любом из приведенных показателей говорят о нарушениях приспособления к школьной жизни. Поэтому внимание нужно уделять каждому фактору.

Только при нормальных показателях по всем аспектам можно говорить о хорошей адаптации ребенка к школьной жизни.

Как быстро школьник приспособится? Это зависит от разных факторов:

  • особенности характера;
  • уровень сложности образовательной программы;
  • обстановка в семье;
  • наличие сторонних стрессовых факторов;
  • степень подготовленности малыша к школе и пр.

В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям. Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.

Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации?

Продолжительность привыкания малыша к новой для него школьной жизни по времени может занять от нескольких дней до 6-7 месяцев. Длительность периода адаптации зависит от характера ребёнка, степени его психологической готовности, типа школы, уровня сложности получения знаний, интеллекта и личностных качеств педагога. В первые месяцы для первоклассника очень важна и поддержка семьи – родителей, старших братьев и сестёр, бабушки с дедушкой.

На то, что ребёнку нравится в первом классе и дополнительной помощи в адаптации не требуется, указывают несколько признаков:

  • Малыш с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные и неловкие моменты. Но при этом он чётко понимает, что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений.
  • Выраженной усталости после занятий нет. Малыш активен, у него сохраняется отменный аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость, слабость.
  • Появились новые друзья, о которых школьник с удовольствием рассказывает.
  • Ребёнку нравятся педагоги и процесс получения знаний в школе.
  • У малыша отсутствует желание вернуться в детский сад.

Социальная адаптация ребёнка в первом классе пройдёт гораздо легче, если дошкольника подготовить к учебному процессу заранее. Нужно научить его без проблем справляться со своей одеждой — застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, правильно надевать верхнюю одежду. Школьник должен уметь общаться с взрослыми, правильно ориентироваться внутри и снаружи зданий.

Продолжительность привыкания к учёбе в школе

Адаптация ребёнка к школе может быть длительным процессом, протекающим полгода и больше. Она подразделяется на физическую и психологическую:

  • Физическая адаптация оценивается родителями и учителем по уровню работоспособности, самочувствию в течение дня (в школе и дома), качеству сна и аппетита, частоте ОРВИ и обострению имеющихся хронических патологий.
  • Психологическая адаптация – это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки.

Сколько будет привыкать ребёнок к школе, заранее предугадать нельзя. По продолжительности привыкания выделяют три группы детей:

  • Малыши из первой группы привыкают к учебному процессу не более чем за 2 месяца. Они быстро и успешно вливаются в школьный коллектив, понимают правила поведения в учебном заведении и следуют им, заводят друзей. Требования учителя и домашние задания выполняют без затруднений. Первые недели возможен естественный психологический дискомфорт, который постепенно проходит. К концу первой четверти у таких детей стабильно хорошее настроение, они доброжелательны, у них нет внутреннего напряжения, они охотно выполняют домашние задания.
  • Адаптация первоклассников к школе во второй группе продолжается до 6 месяцев. У детей отмечаются проблемы с дисциплиной, возникают трудности с усвоением учебного материала. Нередко выявляются конфликты со сверстниками, негативная реакция на замечания. При правильно построенной работе с ребёнком все эти трудности почти полностью исчезают к третьей четверти учебного года.
  • К третьей группе относят первоклассников, у которых уровень психологической и социальной адаптации низкий. Информацию в школе они не воспринимают, крайне отрицательно реагируют на необходимость спокойно сидеть на уроках и замечания учителя. Нередко присутствует агрессия по отношению к одноклассникам. Они мешают учебному процессу в классе и негативно влияют на поведение других учеников.
Читать статью  Отношения поколений: 4 правила, которые помогут избежать проблем в семье

Если выявляются признаки, указывающие на то, что ребёнок может входить в третью группу адаптации, желательно своевременно воспользоваться помощью школьного психолога. Социальный педагог привлечёт к работе и родителей, так как большинство проблем адаптации связано с ролью семьи.

Проблемы адаптационного периода

Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс. Но и проблемы, возникшие в процессе учёбы, можно устранить.

Признаки того, что у ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:

  • Неуспеваемость. Ребёнок может отставать или полностью не воспринимать школьную программу. Проблема усугубляется, если родители ожидают слишком высоких результатов. Завышенные требования и даже скрываемое недовольство ухудшают период привыкания, делают первоклассника неуверенным в себе, мешают полноценно воспринимать учебные материалы. К успеваемости малышей в первом классе нужно относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи. Не следует заострять внимание на неудачах.
  • Лень. Причин для неё достаточно много. Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь сказать или что-то сделать неправильно. Лень может быть и следствием избалованности. Избавиться от неё можно только систематической работой дома с ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать скандалов и выдвижения жёстких требований.
  • Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем. Проблема может быть связана с личностными качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Пребывание в школе некоторые первоклассники воспринимают как возможность отвлечься от конфликтов дома. Решить такую проблему можно, только уделяя больше внимания малышу, показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.
  • Непослушание. Такая проблема чаще всего затрагивает избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной, неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и директором. То есть ребёнок опять получает порцию пусть и негативного, но внимания. Проблему в большинстве случаев это не решает, а только усугубляет. Поэтому единственно правильное решение – какое-то время не обращать внимания на проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения вместе с опытным социальным педагогом.
  • Вербализм. Данным термином обозначают высокий речевой уровень ребёнка, протекающий с задержкой мышления. Бойкая речь первоклассника и даже заучивание длинных стихов не указывают на то, что он по умственному развитию способен адекватно воспринимать школьную программу. Ребёнку в такой ситуации необходимо развитие образного и логического мышления, что достигается систематическими занятиями – наклеиванием аппликаций, лепкой, рисованием, несложными тестами.

Школьная адаптация –сложный процесс для многих дошкольников. Задача учителя и родителей состоит в скоординированной помощи первокласснику. При выявлении сложностей мамам и папам нужно не бояться подойти к педагогу и рассказать о своих сомнениях и страхах. Учитель, в свою очередь, должен говорить о том, что его беспокоит, и предлагать варианты решения проблемы.

Трудности адаптации к школе у первоклассников

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

Подготовка малыша к школе должна начаться задолго до его поступления в первый класс. Больше к учебным занятиям готовы дети, посещающие дошкольные учреждения. Однако им сложнее перестроиться с игровой формы обучения на ту, что принята в школе.

Дома с ребёнком следует периодически заниматься. Он не должен проводить все время возле телевизора или планшета. Домашним детям необходимо научиться общаться со сверстниками, их следует приучить к дисциплине и самостоятельности.

Что делать, чтобы время адаптации протекло без особых трудностей:

  • Чаще хвалить малыша, а за промахи не осуждать.
  • Организовать правильный режим дня. У первоклассника должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями.
  • Не сравнивать его успехи с учёбой других детей.
  • Не игнорировать жалобы ребёнка на плохое самочувствие. В первое время первокласснику можно раз в одну-две недели разрешить не посещать школу.
  • Не предъявлять повышенных требований.
  • Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсудить возникшую проблему.

Если первоклассник не может полностью адаптироваться к школе, а его успехи оставляют желать лучшего, целесообразно рассмотреть альтернативный вариант обучения. Это может быть онлайн-школа, уроки в которой проходят дистанционно.

По данным опроса Homeschool Report 2017 респонденты назвали основные причины перехода на домашнее обучение.

Что заставило вас перейти на домашнее обучение - график

Таким образом, выбор альтернативной формы обучения поможет избежать многих проблем адаптационного периода ребенка при поступлении в первый класс.

Плюсы такой формы учёбы для ряда детей очевидны. Занятия проходят в домашней обстановке. Программа в каждом случае подбирается индивидуально. Нет психологического давления, которое непременно присутствует в школьном коллективе. Дистанционное обучение приравнивается к обычному. Программа позволяет в любой момент перейти на общепринятую форму учёбы или, при желании, продолжить так учиться до конца школы.

Комментарий психолога:

Очень часто невысказанные переживания отражаются на физическом здоровье ребёнка. Многим известна ситуация, когда у школьника перед контрольной вдруг поднимается температура и это отнюдь не симуляция. В адаптационный период важно наладить хорошие контакты с учителем, и это то, на что родители вполне в состоянии повлиять. Прийти. Познакомиться, пообщаться, объяснить особенности будущего ученика и попросить отнестись к ним с пониманием.

Важна поддержка со стороны матери – разъяснения, что всё хорошо и всё образуется. Их можно повторять день за днём, и в конце концов это даст свой позитивный результат. Вера родителей отражается на ребёнке.

Переходный период – как указано в статье – может длиться шесть месяцев. Если же и после этого очевидно, что хорошо далеко не всё и улучшений не предвидится, стоит подключать учителя или классного руководителя.

Некоторые родители дошкольников обычно ищут в интернете, как понять, что ребёнок готов к школе, какие навыки надо развивать, какие знания давать. Другие уверены, что дошколку и программу начальной школы можно освоить дома самим. Наш блогер Николай Архаров считает, что подготовка к школе, которая есть сейчас, — это профанация, и объясняет почему.

Почему раньше подготовки к школе не было, а дети были к ней готовы? Чтобы в этом разобраться, сначала определимся, что же составляет готовность ребёнка к школе, как осуществлялась подготовка к школе раньше и сейчас. Да простят меня учителя за поверхностность и примитивность изложения. Это всё-таки блог.

1. Мелкая моторика

Ребёнок может завязать шнурки, в состоянии обвести квадратик в тетради в клеточку, может вдеть нитку в иголку.

Раньше: мальчики вечно что-то мастерили, вырезали ножичком из дерева, делали кораблики, самолетики из бумаги. Девочки шили одежку для кукол, делали секретики. Это было личное творчество, в игре, с интересом и удовольствием.

Сейчас: клавиатура и смартфон мелкую моторику не развивают.

2. Навыки самообслуживания

Ребёнок умеет сам одеваться, включая застегивание молний и завязывание шарфов. Имеет навыки соблюдения правил гигиены. Знает свои вещи и может найти нужную вещь в портфеле.

Раньше: все эти требования были обусловлены традицией. Взрослым было некогда сюсюкаться с детьми, да и не принято это было.

Сейчас: родитель является обслуживающим персоналом для ребёнка. Сделать самому проще, чем научить. Поэтому 1 сентября мама, по привычке достаёт из сумочки носовой платок и вытирает нос ребёнку. У ребёнка своего носового платка нет и пользоваться им он не умеет.

3. Развитие речи

Ребёнок умеет излагать свои мысли. Может кратко рассказать о каком-то событии. Может ответить на простые вопросы.

Раньше: если ты посмотрел фильм первым, то рассказываешь его содержание друзьям. Учишь считалки, скороговорки для игры и потому что Вася уже умеет говорить эту скороговорку. Если тебя не понимают, тебе трудно будет во дворе. Приходилось подтягиваться.

Сейчас: ребёнку часто не с кем говорить.

4. Концентрация внимания

К первому классу ребёнок умеет удерживать внимание на одном деле, хотя бы 15 минут. Для начала этого достаточно. Две физминутки за урок и всё отлично. Умение быстро переключать внимание тоже требуется, но первый класс — это в большей степени выработка навыков, а значит усидчивость.

Раньше: во дворе, в игре сплошное переключение внимания (конечно не такое как в смартфоне, но всё же). Дома — конструкторы, мозаики, какие-то самоделки. Даже деревянный кинжал за 15 минут не вырежешь, иногда часами сидишь.

Что должен уметь финский первоклассник: всё о подготовке к школе

5. Умение действовать по правилам

Ребёнок может спокойно выполнять требование школьного распорядка, правил поведения в коллективе, правил безопасного для себя и других поведения.

Раньше: если ты играешь в прятки и считать нужно до 30, значит ты будешь считать до 30.

Сейчас: ребёнок имеет превентивное право на определение правил.

6. Коммуникативные навыки

Ребёнок может не создавать конфликтные ситуации с другими детьми, умеет договариваться, слышит собеседника, отстаивает своё мнение, имеет навыки общения с взрослыми.

Раньше: двор, в котором рос ребёнок — это коллектив. В нём оттачивались все тонкости общения. Были традиции поведения в коллективе. В сложных ситуациях родители подсказывали, как нужно действовать. Был этикет общения со взрослыми, и он прививался детям.

Сейчас: отсутствие простейших коммуникативных навыков является базовой причиной превращения школы в кошмар для многих детей, родителей и учителей. Дети без таких навыков создают вокруг себя ад и в этом аду живут.

И что?

Традиционное воспитание и свободное, без контроля родителей, общение детей со сверстниками в нашей жизни больше не существуют. Родители остаются с детьми один на один. Если раньше воспитание и отношения выводили детей на требуемый уровень развития, то теперь всё нужно делать самим. В этой ситуации мы сталкиваемся с распространенным в современной России понятием — предательство.

Родителям нужна реальная помощь, а её нет. Министерство просвещения таких занятий, какие они проводят с кандидатами в приёмные родители, для родителей с родными детьми не проводит. Да, дети, идущие в приёмные семьи, имеют огромные проблемы. А обычные дети? Каждый ребёнок — это вселенная, и родители должны знать законы, по которым развиваются дети. Родители должны получать помощь.

12 ненужных вещей, которые вы обязательно купите к школе

Издательства и интернет публикуют что попало, лишь бы было название о подготовке к школе. В основном уделяют внимание развитию учебных действий и получению знаний. Это рано, это уровень начальной школы. Есть и отличные пособия, но попробуй их выбрать, когда большинство книг и сайтов с педагогикой не дружат.

Результат

Не учитывается возрастная психология. Подготовка к школе четырёх- и пятилеток является жесточайшей перегрузкой детей. Нельзя трёхмесячного ребёнка учить ходить. Нельзя ребёнка в четыре года сажать за парту.

Не учитывается то, что до школьного возраста у детей основная форма развивающей деятельности — игра. Пропуская эту деятельность, мы обрекаем ребёнка на недоразвитие. Не считая того, что дети лишены так необходимой им групповой игры, мы ещё и нагружаем их несвойственной для этого возраста учебной деятельностью.

На различных курсах подготовки к школе в наглую используется классно-урочная система, которая уже безвозвратно устарела. В школе назрела острая потребность её замены на современные приёмы организации учебного процесса. За что дошкольников мучать?

Вместо подготовки детей к учёбе часто приступаем к самой учёбе, то есть учим читать и писать. То, что требуется развивать, перечислено выше, но всё это не сразу видно и не эффектно. За это деньги платить никто не будет.

Приступать к учёбе, не подготовив ребёнка к школе то же самое, что необстрелянных солдат бросить в бой — сплошные потери. Благие намерения без понимания — это беда.

Нарушение дидактических приёмов присутствуют как на курсах подготовки детей к школе, так и дома

Организация игр не сбалансирована: или заигрываемся и забываем о развитии, или пресыщаем игру учебными действиями, превращаем её почти в урок.

Во время игры ребёнку интересно. Он в этом возрасте по природе любопытен. Мы, мало того, что корежим его игру, так ещё и придумываем стимулы, которые интересны нам, взрослым, превращая игру в предмет торгов. Сама игра — стимул, этим надо пользоваться.

Результат — потеря интереса к занятиям, пассивность, безразличие. Самое распространенное последствие неграмотной подготовки к школе — демотивация детей к учёбе. Продолжать можно долго и много.

Когда я учился в четвёртом классе, два второклассника начали дурить первоклашек. Они уговаривали меняться монетами. Красивый, блестящий, почти золотой пятак, меняли на невзрачные 20 копеек. Мы, конечно, доходчиво им объяснили, что так делать нехорошо.

Дорогие родители, подготовка к школе в том виде, в котором она есть, и в котором она пропагандируется — это пятак, взамен на ваши невзрачные 20 копеек. Не важно, готовите вы ребёнка к школе сами или водите на курсы. Законы развития психики требуют не той подготовки, которая стала популярной. Не читать и писать, не сама учёба, а развитие навыков, необходимых для учёбы.

Ликвидация традиций и невозможность общения детей в больших коллективах без контроля родителей предполагают педагогически организованное решение задач развития детей в суррогатных условиях. Эрзац-игры. Эрзац-традиции.

Читать статью  Дети в СОП: как определить и чем помочь

О домашнем обучении

Готовьте ваши денежки и несите их на поле, сами знаете какое и в какую именно страну

Что касается причин оголтелой пропаганды домашнего обучения, всё очень просто. Министерство просвещения 20 лет делало вид, что оно занимается образованием. Теперь становиться ясно, что на средства налогоплательщиков только создавалась видимость бурной деятельности. Теперь близится час расплаты.

Наибольшую опасность для Министерства представляют образованные родители, любящие своих детей. Министерству просвещения нужно освободиться от них. Решение простое: таких родителей и, соответственно, их детей надо вытеснить из государственных учреждений. Нет учеников в школе — нет проблем для министерства. Вечная морковка, за которой мы всегда пойдём — это свобода. Ради самоощущения свободы мы готовы рискнуть благополучием детей, мы готовы нести дополнительные расходы, мы готовы простить годами обманывающее нас Министерство.

Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе

Дорогие родители, вам врут. Педагогика — это наука. Прочитайте хотя бы труды Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Ш. А. Амонашвили, И. А. Зимней, В. Ф. Шаталова, В. В. Репкина, В. А. Сухомлинского и С. Н. Лысенковой, а потом говорите, что это искусство. Плевать на педагогику лучше сверху, превзойдя уровень перечисленных авторов. Снизу-вверх обычно как-то неудобно получается, конфуз может случиться.

Читайте также:

  • Значение простейших в образовании осадочных пород кратко
  • Программа играйте на здоровье и технология ее применения в доу
  • Журнал работы видеонаблюдения в доу образец
  • Сценарий спортивного праздника веселые старты в детском саду
  • Типы измерительных шкал в психологии кратко

«За что дошкольников мучить?»: что не так с подготовкой к школе

Некоторые родители дошкольников обычно ищут в интернете, как понять, что ребёнок готов к школе, какие навыки надо развивать, какие знания давать. Другие уверены, что дошколку и программу начальной школы можно освоить дома самим. Наш блогер Николай Архаров считает, что подготовка к школе, которая есть сейчас, — это профанация, и объясняет почему.

Почему раньше подготовки к школе не было, а дети были к ней готовы? Чтобы в этом разобраться, сначала определимся, что же составляет готовность ребёнка к школе, как осуществлялась подготовка к школе раньше и сейчас. Да простят меня учителя за поверхностность и примитивность изложения. Это всё-таки блог.

1. Мелкая моторика

Ребёнок может завязать шнурки, в состоянии обвести квадратик в тетради в клеточку, может вдеть нитку в иголку.

Раньше: мальчики вечно что-то мастерили, вырезали ножичком из дерева, делали кораблики, самолетики из бумаги. Девочки шили одежку для кукол, делали секретики. Это было личное творчество, в игре, с интересом и удовольствием.

Сейчас: клавиатура и смартфон мелкую моторику не развивают.

2. Навыки самообслуживания

Ребёнок умеет сам одеваться, включая застегивание молний и завязывание шарфов. Имеет навыки соблюдения правил гигиены. Знает свои вещи и может найти нужную вещь в портфеле.

Раньше: все эти требования были обусловлены традицией. Взрослым было некогда сюсюкаться с детьми, да и не принято это было.

Сейчас: родитель является обслуживающим персоналом для ребёнка. Сделать самому проще, чем научить. Поэтому 1 сентября мама, по привычке достаёт из сумочки носовой платок и вытирает нос ребёнку. У ребёнка своего носового платка нет и пользоваться им он не умеет.

3. Развитие речи

Ребёнок умеет излагать свои мысли. Может кратко рассказать о каком-то событии. Может ответить на простые вопросы.

Раньше: если ты посмотрел фильм первым, то рассказываешь его содержание друзьям. Учишь считалки, скороговорки для игры и потому что Вася уже умеет говорить эту скороговорку. Если тебя не понимают, тебе трудно будет во дворе. Приходилось подтягиваться.

Сейчас: ребёнку часто не с кем говорить.

4. Концентрация внимания

К первому классу ребёнок умеет удерживать внимание на одном деле, хотя бы 15 минут. Для начала этого достаточно. Две физминутки за урок и всё отлично. Умение быстро переключать внимание тоже требуется, но первый класс — это в большей степени выработка навыков, а значит усидчивость.

Раньше: во дворе, в игре сплошное переключение внимания (конечно не такое как в смартфоне, но всё же). Дома — конструкторы, мозаики, какие-то самоделки. Даже деревянный кинжал за 15 минут не вырежешь, иногда часами сидишь.

Читайте также:

Что должен уметь финский первоклассник: всё о подготовке к школе

Сейчас: клиповое мышление и гиперактивность стали ширмочкой. «Вот, ребёнок такой…» Нормальный человек должен уметь работать в режиме многозадачности, когда это требуется, и переключаться на кропотливую, длительную работу, когда это нужно. По суше — идём, в воде — плывём.

5. Умение действовать по правилам

Ребёнок может спокойно выполнять требование школьного распорядка, правил поведения в коллективе, правил безопасного для себя и других поведения.

Раньше: если ты играешь в прятки и считать нужно до 30, значит ты будешь считать до 30.

Сейчас: ребёнок имеет превентивное право на определение правил.

6. Коммуникативные навыки

Ребёнок может не создавать конфликтные ситуации с другими детьми, умеет договариваться, слышит собеседника, отстаивает своё мнение, имеет навыки общения с взрослыми.

Раньше: двор, в котором рос ребёнок — это коллектив. В нём оттачивались все тонкости общения. Были традиции поведения в коллективе. В сложных ситуациях родители подсказывали, как нужно действовать. Был этикет общения со взрослыми, и он прививался детям.

Сейчас: отсутствие простейших коммуникативных навыков является базовой причиной превращения школы в кошмар для многих детей, родителей и учителей. Дети без таких навыков создают вокруг себя ад и в этом аду живут.

И что?

Традиционное воспитание и свободное, без контроля родителей, общение детей со сверстниками в нашей жизни больше не существуют. Родители остаются с детьми один на один. Если раньше воспитание и отношения выводили детей на требуемый уровень развития, то теперь всё нужно делать самим. В этой ситуации мы сталкиваемся с распространенным в современной России понятием — предательство.

Родителям нужна реальная помощь, а её нет. Министерство просвещения таких занятий, какие они проводят с кандидатами в приёмные родители, для родителей с родными детьми не проводит. Да, дети, идущие в приёмные семьи, имеют огромные проблемы. А обычные дети? Каждый ребёнок — это вселенная, и родители должны знать законы, по которым развиваются дети. Родители должны получать помощь.

Читайте также:

12 ненужных вещей, которые вы обязательно купите к школе

Издательства и интернет публикуют что попало, лишь бы было название о подготовке к школе. В основном уделяют внимание развитию учебных действий и получению знаний. Это рано, это уровень начальной школы. Есть и отличные пособия, но попробуй их выбрать, когда большинство книг и сайтов с педагогикой не дружат.

«Подготовители» к школе всех мастей от репетиторов, до курсов, организованных при школе, делают то, что попроще и то, что сразу заметно — учат читать и писать.

Результат

Не учитывается возрастная психология. Подготовка к школе четырёх- и пятилеток является жесточайшей перегрузкой детей. Нельзя трёхмесячного ребёнка учить ходить. Нельзя ребёнка в четыре года сажать за парту.

Не учитывается то, что до школьного возраста у детей основная форма развивающей деятельности — игра. Пропуская эту деятельность, мы обрекаем ребёнка на недоразвитие. Не считая того, что дети лишены так необходимой им групповой игры, мы ещё и нагружаем их несвойственной для этого возраста учебной деятельностью.

На различных курсах подготовки к школе в наглую используется классно-урочная система, которая уже безвозвратно устарела. В школе назрела острая потребность её замены на современные приёмы организации учебного процесса. За что дошкольников мучать?

Вместо подготовки детей к учёбе часто приступаем к самой учёбе, то есть учим читать и писать. То, что требуется развивать, перечислено выше, но всё это не сразу видно и не эффектно. За это деньги платить никто не будет.

Подумаешь, ребёнок стал легко запоминать стихи, он и раньше их учил. Изменения в речи вообще проходят постепенно, их никто не заметит. Ну стала рука «твёрдой». Так он и раньше что-то там рисовал. Нет, это всё баловство, вот когда начнёт читать и писать — будет готов к школе.

Приступать к учёбе, не подготовив ребёнка к школе то же самое, что необстрелянных солдат бросить в бой — сплошные потери. Благие намерения без понимания — это беда.

Нарушение дидактических приёмов присутствуют как на курсах подготовки детей к школе, так и дома

Хватаемся сразу за сложное. Учим письму без постановки руки, без развития мелкой моторики. Не понимаем простейшего взаимодействия временной и постоянной памяти. Не выдерживаем интервалов между повторениями при заучивании. Иногда с садистской настойчивостью заставляем ребёнка что-то учить, «пока не выучит», по 30-40 минут подряд, без перерывов, пока не посинеет.

Отработка выполнения действий по элементам часто упускается. Иногда разбитие на элементы проводится нерационально. Баланс выполнения действий «с помощью» и «самостоятельно» не всегда соблюдается. Дети или брошены с неразрешимой для них проблемой один на один, или помощь настолько чрезмерна, что не позволяет выработать навык.

Организация игр не сбалансирована: или заигрываемся и забываем о развитии, или пресыщаем игру учебными действиями, превращаем её почти в урок.

Во время игры ребёнку интересно. Он в этом возрасте по природе любопытен. Мы, мало того, что корежим его игру, так ещё и придумываем стимулы, которые интересны нам, взрослым, превращая игру в предмет торгов. Сама игра — стимул, этим надо пользоваться.

Результат — потеря интереса к занятиям, пассивность, безразличие. Самое распространенное последствие неграмотной подготовки к школе — демотивация детей к учёбе. Продолжать можно долго и много.

Читайте также:

«Мы же ничего не будем успевать!» Психолог комментирует главные страхи родителей перед школой

Когда я учился в четвёртом классе, два второклассника начали дурить первоклашек. Они уговаривали меняться монетами. Красивый, блестящий, почти золотой пятак, меняли на невзрачные 20 копеек. Мы, конечно, доходчиво им объяснили, что так делать нехорошо.

Дорогие родители, подготовка к школе в том виде, в котором она есть, и в котором она пропагандируется — это пятак, взамен на ваши невзрачные 20 копеек. Не важно, готовите вы ребёнка к школе сами или водите на курсы. Законы развития психики требуют не той подготовки, которая стала популярной. Не читать и писать, не сама учёба, а развитие навыков, необходимых для учёбы.

Ликвидация традиций и невозможность общения детей в больших коллективах без контроля родителей предполагают педагогически организованное решение задач развития детей в суррогатных условиях. Эрзац-игры. Эрзац-традиции.

Лучшая помощь, которую смогло бы оказать государство, это восстановление безопасной среды обитания для детей. Чтобы первоклассники без опаски могли через весь город поехать на танкодром проверять крепость панциря черепахи или спасать её (фильм «Внимание, черепаха!»), а дошкольники могли бы самостоятельно гулять во дворе толпой, играть и в играх развиваться, чтобы взрослые опять превратились из объекта невероятной, смертельной опасности в людей, всегда готовых прийти детям на помощь. Для этого нужно менять систему воспитания.

О домашнем обучении

Надвигающееся домашнее обучение в начальной школе — это пятак за 200 рублей. Министерство просвещения будет проверять у детей знания. Это блеск пятака. И все «помогающие в учёбе» будут давать эти самые знания. На самом деле основная задача начальной школы заключается совсем в другом — должны быть сформированы практически все навыки выполнения учебных действий, которые потребуются в дальнейшем. Дети должны научиться учиться.

Знания нужны только те, без которых невозможно развитие навыков. Часть знаний получаются как «побочный эффект» при отработке навыков. Остальные — это развитие кругозора и удовлетворение нормального детского любопытства, так как только любопытство, присущее всем млекопитающим и являющееся двигателем прогресса, должно быть сохранено, а не убито неправильным преподаванием, и будет лучшим стимулом к учёбе.

Доброхотные же «помогающие» напихают в детей столько знаний, сколько смогут, через «не могу», через колено, псевдонаучных с различными изподвыподвертами. Главное, чтобы эффектно выглядели для родителей. А развитие навыков выполнения учебных действий — это кропотливый невзрачный ежедневный труд преподавателя, тяжёлый, требующий больших знаний и мастерства. Результат — свободная и легкая учёба в средней и старшей школе, самостоятельность. Но выглядит этот результат непрезентабельно. Кто будет этим заниматься?

Готовьте ваши денежки и несите их на поле, сами знаете какое и в какую именно страну

Что касается причин оголтелой пропаганды домашнего обучения, всё очень просто. Министерство просвещения 20 лет делало вид, что оно занимается образованием. Теперь становиться ясно, что на средства налогоплательщиков только создавалась видимость бурной деятельности. Теперь близится час расплаты.

Наибольшую опасность для Министерства представляют образованные родители, любящие своих детей. Министерству просвещения нужно освободиться от них. Решение простое: таких родителей и, соответственно, их детей надо вытеснить из государственных учреждений. Нет учеников в школе — нет проблем для министерства. Вечная морковка, за которой мы всегда пойдём — это свобода. Ради самоощущения свободы мы готовы рискнуть благополучием детей, мы готовы нести дополнительные расходы, мы готовы простить годами обманывающее нас Министерство.

Читайте также:

Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе

Дорогие родители, вам врут. Педагогика — это наука. Прочитайте хотя бы труды Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Ш. А. Амонашвили, И. А. Зимней, В. Ф. Шаталова, В. В. Репкина, В. А. Сухомлинского и С. Н. Лысенковой, а потом говорите, что это искусство. Плевать на педагогику лучше сверху, превзойдя уровень перечисленных авторов. Снизу-вверх обычно как-то неудобно получается, конфуз может случиться.

Огромное спасибо Helga Tarasova. Без вашего ответа на мой комментарий эта внеплановая для меня статья не состоялась бы. Текст ответа: «Педагогика — это искусство. Знание теории вовсе не гарантирует успешную практику. Я общаюсь со своим ребёнком целый день, у меня достаточно времени и терпения, чтобы разбираться с его личными особенностями. Учитель может уделить ему в лучшем случае несколько минут. И чем, по вашему, занимаются родители до школы?»

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Krakenimages.com)

Источник https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/problemy-s-kotorymi-stalkivayutsya-roditeli-pri-podgotovke-rebenka-k-shkole.html

Источник https://mel.fm/blog/nikolay-arkharov/90678-za-chto-doshkolnikov-muchit-chto-ne-tak-s-podgotovkoy-k-shkole

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *