Доклад Проблемы одаренного ребенка в семье. статья по теме

доклад «Проблемы одаренного ребенка в семье».
статья по теме

Проблема воспитания одарённого ребёнка в семье не нова, но в настоящеее время очень актуальна.

Скачать:

Вложение Размер
Файлkopylova_natalya_nikolaevna.docx 19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Копылова Наталья Николаевна

МОУ Заворонежская СОШ, учитель английского языка

Проблемы одаренного ребенка в семье.

Проблема воспитания одаренных детей в семье не нова, но в настоящее время особо актуальна. Ребенок — продолжение родителей, их любовь, надежда. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым и счастливым, однако, ссылаясь на нехватку времени, не может заботиться о развитии ума и души ребенка. Матери, отцу, другим членам семьи нужно увидеть в каждом малыше личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, оказать помощь в саморазвитии. Для развития творческих способностей развивающейся личности первостепенное значение имеет семейная среда.

Таким образом, развитие врожденных способностей ребенка, воспитание интеллектуально развитой личности начинается в семье. Создание в семье развивающей среды способствует раскрытию творческого потенциала одаренных детей. В микросоциуме нужны условия для развития способностей, то есть организация деятельности ребенка. Активному развитию творчества помогает включение одаренного ребенка в игровую, художественную, познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование в разных сферах.

Однако, эффективна лишь та система детско-родительских отношений, в которой выполняются следующие условия: признание безусловной ценности ребенка; создание обстановки его безусловного принятия, то есть ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание; предоставление ребенку свободы выражения; креативность способна развиваться и реализовываться через проявление индивидуальности ребенка. У детей собственная судьба и будущее, зависящее, в первую очередь, от семьи и семейного воспитания.

Поэтому родителям необходимо увидеть в каждом ребенке личность, оказать помощь в саморазвитии, сделать все возможное, чтобы сформировать у детей желание жить, развить способности, помочь им совершенствоваться и состояться.

Воспитание одаренного ребенка в семье — сложный и тяжелый труд, так как такие дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая самооценка, поэтому родителям следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного мышления, преодолевать барьер зазнайства.

Одаренный ребенок в семье — ее гордость. Но часто одаренность ребенка остается незамеченной. Особенно, если это первый ребенок или если все дети одинаково талантливы. Одаренность — комплексная характеристика сферы способностей, включающая: качественно своеобразное сочетание способностей к выдающемуся исполнению какой-либо деятельности; интеграцию способностей, обуславливающую широту возможностей человека; умственный потенциал, целостную характеристику познавательных возможностей и способностей к учению; совокупность задатков, четко выраженных природных предпосылок способностей. Самые яркие проявления ребенка не служат достаточным залогом будущего таланта.

Признаки необычных способностей у ребенка неотделимы от возраста и во многом зависят от темпа созревания и возрастных изменений. Ранние проявления одаренности, независимо от того, что именно делает ребенок, обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. В этом случае отмечается быстрое развитие умственной одаренности и специальных способностей в области искусства и науки. Ребенок достигает успехов в каком-либо одном или нескольких видах деятельности, например, математике, музыке и др. Бывает, что одаренность ребенка не замечена в детском возрасте, а проявляется лишь в подростковом периоде. Часто под одаренностью понимается потенциал личности, характерные личностные свойства, которые при различных обстоятельствах могут остаться нереализованными.

Читать статью  Проблемы многодетных семей кратко

Поэтому стремление к формированию и развитию качеств личности одаренного ребенка является одной из задач семейного воспитания. Так как одаренные дети проявляют повышенную активность в поиске новых знаний и ощущений, то родителям и другим членам семьи следует оказать им эту помощь, то есть способствовать их умственному и личностному развитию.

Если ребенок живет в атмосфере свободы и уверенности, он может реализовать свои возможности, получить нужную поддержку и мотивацию для дальнейшего развития. Дети, которые таким образом приходят к самосознанию, ищут новые способы, которые позволили бы им развить их личность и интеллект.

Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его слабости. Это, в свою очередь, укрепляет и помогает ему самостоятельно преодолевать слабости.

Говоря о воспитании одаренного ребенка в семье, нельзя не затронуть проблемы, с которыми сталкиваются все участники данного воспитательного процесса. Так, выделяют два уровня проблем: одаренный ребенок в семье и в обществе.

С первым уровнем проблем родители сталкиваются вскоре после рождения такого ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном, едой и тому подобное. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного ребенка: родителей удручают бесконечные детские вопросы, а также сложности, возникающие у него на ранних этапах обучения. Дело в том, что у одаренного ребенка достаточно часто формируется зона особых интересов. На школьные предметы, которые часто оказываются вне этой зоны, у него не остается ни времени, ни желания.

Таким образом, основную роль в развитии одаренных детей. Прежде всего они должны быть заинтересованы в развитии высокоинтеллектуальной и творческой личности своего ребенка.

Копылова Наталья Николаевна

МОУ Заворонежская СОШ, учитель английского языка

Особенности развития одаренного ребенка.

Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всех индивидуальных проявлениях детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Эти проявления легко заметить в познавательной деятельности; поведении одаренного ребенка; его общении со сверстниками, родителями, братьями, сестрами и другими взрослыми в семье, образовательных учреждениях и других.

Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем — рисовании). В области науки раньше всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между умственным уровнем ребенка и выраженностью более специальных способностей. Но даже самые выдающиеся проявления ребенка неотделимы от возраста: они во многом обусловлены темпом созревания и возрастными изменениями. В определение одаренных детей часто входит положение о необходимости обеспечения для них специальных условий обучения, поскольку их высокие познавательные возможности и потребности не находят ответа в традиционной школе, ориентированной главным образом на возраст.

Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности, однако многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и острят, то ценят хорошую шутку. От других детей они отличаются особенностью речи, моторикой и восприятием.

Ребенок с высокоразвитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы. Среди одаренных также встречаются дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью в уровне сформированности эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психики. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходимость оказания им педагогической и психологической помощи, а также моральной поддержки со стороны родителей и педагогов.

Читать статью  Сегодня брак - дружеский союз». Психолог - о современных семьях и разводах

Среди наиболее характерных и часто встречающихся особенностей одаренных детей выделяют:

  1. Неприязнь к школе;
  2. Особую направленность игровых интересов;
  3. Неконформность;
  4. Погруженность в философские проблемы;
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;

Ю.З. Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит:

  1. — необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности;
  2. — быстроту и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и оперативной памятью;
  3. — сформированность навыков логического мышления;
  4. — богатство активного словаря;
  5. — быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций;
  6. — выраженную установку на творческое выполнение заданий;
  7. — развитость творческого мышления и воображения, владение основными компонентами умения одаренных детей.

Если ребенок живет в атмосфере свободы и уверенности, он может реализовать свои возможности, получить нужную поддержку и мотивацию для дальнейшего развития. Дети, которые таким образом приходят к самосознанию, ищут новые способы, которые позволили бы им развить их личность и интеллект.

Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его слабости. Это, в свою очередь, укрепляет и помогает ему самостоятельно преодолевать слабости.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: «Одаренному ребенку одаренный педагог»

«Одаренному ребенку—одаренный педагог». Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва. Эпиграфом своего педа.

Модель взаимодействия школы с семьей одаренного ребенка.

Статья из опыта работы.

Модель взаимодействия школы с семьей одаренного ребенка.

Школьная модель включает в себя:1.Организацию информационно- просветительского пространства, которое включает: А) пропаганду ЗОЖ на учебных и внеклассных занятиях ,Б) психологическую помощь родителям.

Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка. Роль социального педагога в работе с одаренными детьми.

Выступление на районном семинаре.

Одаренный ребенок в семье: рекомендации родителям

Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых.Ребенок может часами занимать.

Одаренный ребенок в семье

Одаренный ребенок в семье.

Родительское собрание в 5 классе на тему: «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»

Материал направлен на обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.

Одаренный ребенок в семье — как воспитывать вундеркинда

Одаренный ребенок

Каждый родитель считает, что его ребенок — самый красивый, добрый и умный. Несомненно, это так, но никто не возьмется оспаривать тот факт, что в ряду сверстников есть дети, несколько отличающиеся от других. Они имеют феноменальную память, быстро схватывают новую информацию и способны мыслить творчески. Такие дети намного опережают в развитии своих ровесников. В этой статье мы поговорим, ак правильно себя вести, если у вас есть одаренный ребенок в семье.

Конечно, воспитывать одаренного ребёнка – большое счастье, но вместе с тем, это и большая ответственность. Семья, в которой растет ребенок-вундеркинд, сталкивается с немалыми трудностями.

Одаренный ребенок требует особого внимания родителей. Он как никто другой нуждается в поддержке и пространстве для творчества. Важно не замещать детство, с присущей ему веселостью и беззаботностью, умственными нагрузками. Можно и нужно учиться новому, играя, ведь игра – это основной способ социализации ребенка, она учит применять на себя различные роли, вставать на место другого человека. Пропуская мимо процесс игры, родители рискуют вырастить ребенка, который не умеет общаться, и вынужден всегда находиться в стороне от общества.

Популярные ошибки

Возможные проблемы

Но, уделяя чрезмерное внимание талантам ребенка-вундеркинда, родители рискуют взрастить в нем зерно тщеславия. Без устали демонстрируя окружающим способности своего чада, постоянно восхищаясь его успехами, семья ставит ребёнка на пьедестал почета, самооценка его становится чрезвычайно высокой, на других людей ребенок смотрит свысока. Трудностей в общении такой ребенок избежать, скорее всего, не сможет.

Читать статью  ОНЛАЙН ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ «Мои отношения с родителями»

Важно уметь находить правильный подход к такому ребенку. Не нужно забывать апеллировать к его эмоциям, больше общаться на самые различные темы. Сложности в общении могут заключаться также с завышенными требованиями таких детей к взрослым. Некоторые, например, они могут требовать четкого обоснования мнения родителей по какому-либо вопросу, другие же излишне склонны фантазировать и убеждают старших в том, чего на самом деле не было. Заставить его заниматься тем, что ему не интересно, практически невозможно. Он найдет тысячу отговорок, лишь бы не приступать к непривлекательному для него занятию.
Сильные и слабые стороны ребенка-вундеркинда тесно связаны, они перекликаются друг с другом.

Лёгкость в обучении перерастает в нежелании подолгу и с усердием заниматься, самостоятельность – в своеволие, чрезмерное увлечение интеллектуальными занятиями – в низкую физическую активность.

Однако не стоит опасаться этих трудностей, более того, ни в коем случае ребенок не должен видеть страхи и сомнения родителей. На самом деле сложности не зависят от того, восхищаются ли родители способностями ребенка или считают их отклонением от нормы и странностью. Трудности в воспитании вундеркиндов существуют у многих семей. Чаще всего они заключаются в своих ожиданиях от ребенка. Важно не стесняться проблем и вовремя обращаться за помощью и советом к специалистам, не забывая о мнениях воспитателя, учителя или школьного психолога, именно они помогут направить родителей в нужное направление.

Лучшие статьи о беременности тут. Все о родственниках — здесь.

Как выявить вундеркинда

Виды одаренности

Отдельное внимание стоит уделить тому факту, что одаренность ребенка и вовсе может быть не замечена невнимательными родителями. Многие дети рождаются одаренными, но далеко не всем удается реализовать её.

Для достижения результата, ребенок должен быть трудолюбивым и непреклонным перед трудностями при развитии способностей. Эти качества должны привить ребенку именно папа с мамой ещё в раннем детстве.

Если родители, несмотря на ежедневные бытовые неурядицы и хлопоты, всё же заметили, что их маленький ребенок старается находить уникальные пути решения стоящих перед ним задач, с легкостью осваивает новые занятия и с увлечением рассказывает об этом, тянется к новым знаниям, самокритичен и целеустремлен, можно с большой долей вероятности заявлять – это одаренный ребенок, он уникален и требует большого внимания. Перед родителями стоит задача своевременного выявления способностей ребенка. Необходимо определить тот вид деятельности, которым ребенок особо интересуется, и двигаться по направлению раскрытия и развития способностей юного гения в данном направлении.

Важные рекомендации

Признаки одаренности

Вырастить достойного человека из маленького вундеркинда на самом деле не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь родителям одаренного ребенка.

  1. Много общайтесь с ребенком и помните, что он в первую очередь ребенок и нуждается в любви и ласке.
  2. Неплохо, если у него будет младший брат или сестра. Это пойдет на пользу и самооценке, и развитию талантливого ребенка.
  3. Никогда жестко не критикуйте ребенка. Критика должна быть завуалирована и конструктивна.
  4. Приучайте ребенка к терпению, трудолюбию и самостоятельности.
  5. Помните о его индивидуальности. Стандарты и возрастные нормы – ориентир не для него.
  6. Интересуйтесь увлечениями ребенка, фантазируйте вместе с ним.
  7. Предоставьте ему возможность общаться со сверстниками в неформальной обстановке, запишите в кружок или на секцию.
  8. Остановите свой выбор на школе для одаренных детей. Пусть обучается в компании таких же одаренных сверстников.
  9. Позволяйте уделять внимание любимому занятию, не заставляйте быть первым везде.
  10. Умерьте своё восхищение и гордость: все должно быть в меру.

И, наконец, необходимое условие воспитания успешного человека: забота не только о развитии таланта ребенка, но и о его личности.

Источник https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2012/10/12/doklad-problemy-odarennogo-rebenka-v-seme

Источник http://psyholove.ru/semya-i-svadba/deti/odarenniy-rebenok-v-seme-kak-vospitivat-vunderkinda

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *