Образование как фактор развития человека: необходимость или вымысел?

Содержание

Саморазвитие и самообразование педагога как необходимое условие его педагогической подготовленности к современным требованиям организации образовательного процесса
статья

Сборник опубликован на сайте Ассоциации педагогов России «АПРель», являющегося официальным всероссийским средством массовой информации (СМИ), зарегистрированным в Роскомнадзоре. Свидетельство о регистрации СМИ №ФС77-56431

Опубликованная работа соответствует ФГОС

«Саморазвитие и самообразование педагога

как необходимое условие его педагогической подготовленности

к современным требованиям организации

Салыгина Елена Владимировна,

методист ФКП ОУ №117

1. Структура саморазвития и самообразования педагога

2. Мотивы саморазвития и самообразования

3. Основные направления саморазвития и самообразования

4. Формы саморазвития и самообразования

5. Организация саморазвития и самообразования

6. Источники саморазвития и самообразования

7. Результаты саморазвития и самообразования педагога

8. Продуктивность процесса саморазвития и самообразования

Профессиональное становление педагога — сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.

Развитие профессиональной компетентности педагога подразумевает непрерывное самосовершенствование, развитие его творческого потенциала, индивидуальных и профессиональных качеств, накопление профессионального опыта, формирование способности к восприятию педагогических инноваций и адаптации в меняющейся педагогической среде.

Современный мир – мир динамичный. Развивающиеся технологии и информационные ресурсы требуют разнообразных теоретических знаний, новых форм и методов работы, поскольку прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают.

В наши дни для профессиональной деятельности педагога недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. На современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свои знания, повышать свой профессиональный потенциал. Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. Сегодня невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения.

Совершенствование качества обучения в профессиональном обучении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. А, следовательно, этот уровень должен постоянно расти. Поэтому самообразование педагога должно стать его потребностью.

Основные направления саморазвития личности:

  • самовоспитание (воспитание воли, качеств характера, определенной модели поведения);
  • самообразование (познание нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуальное обогащение).

Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);

во-вторых, управляется самим человеком;

в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.

На современном этапе разные подходы в определении самообразования дают возможность рассматривать это понятие и как процесс развития интеллектуальных качеств и способностей, и как вид познавательной деятельности, и как средство саморазвития.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний.

1. Структура саморазвития и самообразования педагога

Уровень освоения обучающимися профессиональных компетенций напрямую зависит от уровня самообразования педагогов профессионального цикла и мастера производственного обучения. Ведь чем больше знают и могут педагогические работники, тем больше знаний и умений может получить их обучающиеся. Актуальность самообразования для педагога обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией. Таким образом, педагог сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих обучающихся. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих обучающихся. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция педагога, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его обучающихся.

Самообразование имеет целью, прежде всего, повышение квалификации, непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового поколения.

2. Мотивы саморазвития и самообразования

Суть процесса саморазвития и самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников и использует их в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Определим мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
  • Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как “несовременного человека”.
  • Конкуренция. Не секрет, что многие обучающиеся, приходя на обучение в ФКП, пишут заявление на обучение в учебную группу к конкретному мастеру производственного обучения, предметнику.
  • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Плохим педагогом быть стыдно и обидно.
  • Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
  • Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться?

3. Основные направления саморазвития и самообразования

Каждый преподаватель профессиональных модулей (дисциплин) и мастер производственного обучения для эффективного обучения и воспитания обучающихся — будущих профессионалов должен постоянно развивать и поддерживать на высоком уровне основные компетенции:

— профессиональные (предмет преподавания),

— методические (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения),

— педагогические (ориентированные на обучающихся ),

— психологические (имидж, искусство общения, лидерские качества и др.),

Список можно продолжать до бесконечности, исходя из интересов педагога.

4. Формы саморазвития и самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

Рассмотрим, наиболее часто используемые формы самообразования педагога.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах,

методических семинарах, заседаниях ЦМК; посещение уроков коллег, мастер-классов, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).

2 этап – обучающий, на котором ппедагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомится с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами, накапливает педагогические факты, проводит их отбор и анализ, формирует картотеку по теме.

3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (группе обучающихся, дисциплине); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением: созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности.

Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях ЦМК, педагогическом совете, проведение открытых уроков, мастер-классы для коллег, внеклассных мероприятий.

5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором преподаватель должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях ЦМК, методических семинарах, педагогическом совете.

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого преподавателя. Срок реализации плана преподаватель определяет сам.

Примерная длительность этапов самообразования:

 первый год – 1-2 этапы;

 второй год – 3 этап;

 третий год – 4-5 этапы

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования педагогов.

Широко применяемая форма самообразования педагогов — творческий план самообразования, который помогает определить возможное содержание профессионального самосовершенствования специалиста и последовательно осуществить намеченное. Начинающим педагогам помогает детальный план самообразования, опытным – более сжатый.

5. Основные методы саморазвития и самообразования

Ресурсами самообразования и развития профессиональной компетентности педагога являются:

— литературные источники (включая электронные публикации), профильные сайты, форумы и конференции в Интернете;

— взаимодействие с методистами, наставниками, опытными педагогами, выступающими в роли консультантов, экспертов и т.д.;

— деятельность предметно-цикловых комиссий (методических объединений, кафедр), осуществляющих разработку общей методической темы, обсуждение методических подходов и др.;

— работа педагога над своим портфолио;

— участие в мероприятиях профессиональной образовательной организации по повышению квалификации педагогического персонала в формах педагогических чтений, семинаров, тематических педсоветов, тренингов и т.д.;

— методические и научно-практические семинары, круглые столы, конференции для педагогов, проводимые на различном уровне;

— программы дополнительного образования различной направленности, осваиваемые преподавателем по своей инициативе (тренинги, дистанционные курсы и т.д.);

— трансляция собственного педагогического опыта, участие в проектной деятельности;

— участие в профессиональных конкурсах и фестивалях;

— стажировки на на рабочих местах производства исправительных колоний;

— совмещение преподавательской деятельности с практической.

Можно выделить следующие методы самообразования:

  • самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций ФКП ОУ №117;
  • участие во всех формах методической работы учебного заведения;
  • изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования;
  • взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков;
  • анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе;
  • разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов, подготовка рефератов, методических материалов, докладов и т.д.

саморазвитие самовоспитание личность педагог

6. Организация саморазвития и самообразования

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с обучающимися, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.)

Тематикой самообразования может являться:

— одна из годовых задач образовательного учреждения;

— проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

— пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

7. Источники саморазвития и самообразования

Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Источниками самообразования могут быть:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео-, аудио- информация на различных носителях;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

Следует отметить, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту, но они могут способствовать и тому и другому одновременно.

8. Результаты саморазвития и самообразования педагога

В личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые необходимо достичь за определенный срок. Этими результатами самообразования педагога, на определенном этапе, могут быть (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

  • повышение качества преподавания предмета и проведения практик;
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы и др;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференции, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
  • повышение престижа образовательного учреждения.

Следовательно, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы и выше уровень его профессионального мастерства.

9. Продуктивность процесса саморазвития и самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;
  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии (рефлексия – деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
  • программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
  • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику.

Главным инструментом профессионального саморазвития педагога является рефлексия.

Рефлексия — обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту мышления, деятельности, переживаний.

Рефлексия – качество глубоко личностное. Психологи считают, что именно ре флексия делает человека человеком, давая ему возможность адекватно оценивать себя, свои мысли и действия, управлять своим поведением. То есть, рефлексия позволяет человеку, его сознанию и самосознанию увидеть себя со стороны.

Ценность рефлексии для преподавателя заключается в том, что она помогает педагогу выработать самостоятельную стратегию профессиональной деятельности в условиях современного динамичного мира. Мира, который изменился и продолжает меняться, требуя от человека способности всю жизнь учиться и переучиваться, ме нять профессии, перерабатывать огромные потоки информации и др.

Для овладения способностью к рефлексии на начальном этапе можно задавать себе достаточно простые вопросы: «Что я делаю? Как я это делаю? Почему я делаю именно так, а не иначе?» — и отвечать на них.

Для осуществления рефлексии психологи рекомендуют прекратить поток деятельности и как бы выйти сознанием за ее пределы.

Например, в процессе подготовки к предстоящему занятию педагог анализирует свои планирующие действия, конструирует их, соотносит с конкретными индивидуальными особенностями обучающихся, возможностями их развития. Проектирование собственной деятельности по обучению позволяет педагогу совершать превращения сложного в простое, неинтересного в увлекательное. А это и есть одно из важнейших профессиональных умений педагога. Этот же метод характерен для рефлексии педагога, когда он проводит анализ, оценку и обобщение своего опыта или осмысливает опыт других преподавателей.

Читать статью  Что такое саморазвитие: определяем составляющие и ищем способы реализации

Но нередки ситуации, когда педагогу приходится выходить сознанием за пределы деятельности, не прекращая ее. Например, во время учебного занятия преподаватель, объясняя учебный материал, вдруг видит, что некоторые обучающиеся заняты своими делами. Преподаватель продолжает объяснять и одновременно задает себе вопросы: «Что случилось? Я не смог заинтересовать ребят? Я не успел осуществить смену деятельности? Что предпринять? Сделать замечание? Задать вопрос? и т. д.». То есть, в этом случае предметом рефлексии преподавателя становится процесс учебного взаимодействия с обучающимися, их отношение, их эмоциональные реакции и собственные действия педагога по реализации задач занятия. Необходимость быстрого принятия решений «в режиме реального времени», т. е. здесь и сейчас, требует от педагога гибкости, критичности, быстроты и осмотрительности. Таким образом, рефлексивные процессы проявляются во всей профессиональной деятельность педагога: и в ситуации непосредственного взаимодействия с обучающимися, и в процессе проектирования их учебно-воспитательной деятельности, и на этапе собственного самоанализа и самооценки.

Педагогическая деятельность без рефлексии проста, но бесплодна. Ведь действительно просто делать что-то по привычке или по шаблону, не задумываясь о том – зачем ты это делаешь. «Зачем?» – это главный вопрос нашей профессиональной деятельности.

Не «почему?». Потому что ответ на этот вопрос подразумевает причину. Например, «меня пригласили работать в колледж», «заводы закрываются, а в колледже стабильная зарплата», «нет другой возможности обеспечить семью» и т. д. А именно «зачем»? «Чтобы творить, развиваться и совершенствоваться», «чтобы передать обучающимся накопленный за годы работы на производстве опыт», «чтобы реализовать себя в новой сфере деятельности», «чтобы внести свой вклад в личностно-профессиональное становление будущих специалистов», «чтобы, работая с молодежью, и самому оставаться молодым» и т. д.

Любая деятельность человека бессмысленна, если она не имеет цели и, если в ее результате не создается определенный продукт. Результатом саморазвития и самообразования педагога можно считать повышение качества преподавания профессионального модуля (дисциплины); разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка и проведение открытых уроков по собственным новаторским технологиям; проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме); написание методических разработок.

Показателем эффективности самообразования педагога является его профессионально-квалификационный рост, который находит свое отражение в портфолио педагога.

Преподаватель не может и не должен считать свое образование завершенным, а свою профессионаНиколай Александрович Рубакин (1862 — 1946) – известный русский библиограф и кнльную концепцию окончательно сформированной ни на каком из этапов своего профессионального пути. иговед в своей книге «Практика самообразования» (1914г.) завещал потомкам: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Как бы ни были обширны у вас знания, их нужно делать еще.

В заключении, хочется добавить, что самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию рефератов и оформению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Итак, самообразование педагога — это наиважнейшая часть его профессионального роста.

Следует заметить, что в настоящее время стремление к образованию проявляется до такой степени, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом оно возрастает. Сама жизнь побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием.

Закончить мне хотелось бы словами Рубанина Н.А. «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  2. Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального. Дис. д-ра пед. наук. М., РГЕ, 2005.
  3. Десятова И.В. Самообразование педагога, как фактор профессионального саморазвития. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. Ст. По матер. X междунар. науч.-практ. конф. часть I. – Новосибирск: сибак, 2011.
  4. Копылова И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 51-54.
  5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
  6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
  7. Шаронова В.Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности: Дис. канд. пед. наук.-М., РГБ, 2003.
  8. Эверт Н.А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.

Размещено на Allbest.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наличие ИКТ-компетентности преподавателя иностранного языка — необходимое условие на современном этапе

Статья по методике преподавания английского языка. Рассматривается необходимость внедрения новых технологий на уроке и наличие у преподавтеля современных знаний.

статья «Самообразование как необходимое условие профессиональной деятельности педагога»

Для преподавателей спецдисциплин.

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения

Сегодня главный смысл деятельности учителя — создать каждому ученику ситуацию успеха.Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполнен.

Самообразование как необходимое условие повышения квалификации педагога

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Необходимые условия для процесса фотосинтеза

Раскрывает необходимые условия для процесса фотосинтеза.

Доклад на ЦМК Самообразование — необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя

Доклад на ЦМК Самообразование — необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ

В статье рассматриваются вопросы необходимости профессионального саморазвития.

Образование как фактор развития человека: необходимость или вымысел?

В данной статье описаны проблемы влияния системы образования на развитие человека в современном обществе и возможные пути их решения.

Невозможно представить современное общество и людей необразованными, ведь именно это является показателем развития и прогресса той или иной страны. Хотелось бы выделить и особо отметить отношение государства в этом плане. Человеку, его воспитанию и образованию, его развитию служат все сферы общества, начиная с производственной и кончая духовной.

Сегодня, как никогда ранее человечество сосредоточено вглядывается в самого себя и порой и открывает новые и интересные факты, которые служат предпосылкой для его дальнейшего развития.

В сущности, для человека всё более остро стоит вопрос, чтобы сохранить себя как вид и приспосабливаться к возможным изменениям, которые охватывают все сферы его деятельности. Поэтому система образования во многом оказывает значительное влияние на формирование человека как личности.

Многие личностные черты человека определяются не только его природными данными, но и приобретёнными в определённых условиях социальной жизни. Образование, как известно, предназначено для формирования профессионального сознания [4].

Век современных информационных технологий даёт обширное представление и огромные возможности для человека, меняет его отношение к восприятию окружающего мира. Уровень системы образования значительно повышается.

Информация наполняет жизнь современного человека, что приводит к увеличению доли умственного труда. От него требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания, при этом уменьшается доля физического труда.

Данный процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной.

Новое содержание обучения возможно на основе новых технологий: использование компьютера, проектора, разработка и введение нетрадиционных форм урока (презентации, телеконференции, электронная почта) [1].

Таким образом, будущее образования и науки неизбежно связывается теперь с человеком и обществом, причём наука во всё большей степени создаёт новую исследовательскую ситуацию. Развитие человека, да и всего общества является одной из базовых функций образования.

Даже целенаправленно осуществляемое самообразование может оказаться полезным и для здоровья человека.

Отбирая ту или информацию и осуществляя тем самым образовательный процесс, человек может использовать её в различных ситуациях, во взаимоотношениях с обществом, тем самым познавая других людей и различные общественные процессы (Рисунок 1).

Образование как фактор развития человека: необходимость или вымысел?

Рисунок 1. Схема зависимости развития человека от образования

Хотелось бы выделить особо то, что от уровня и качества образования, полученного человеком, зависит его положение на рынке труда и в сфере занятости.

Работодатель, подбирая персонал на хорошую и высокооплачиваемую работу, ориентируется на уровень образования как на критерий отбора персонала, как на показатель, удостоверяющий возможность человека справиться с работой. Уровень образования оказывает неоднозначное воздействие на ситуацию с безработицей.

Велика роль системы образования в сокращении уровня безработицы, именно среди молодежи. Молодые люди, обучающиеся в учебных заведениях, позже вступают на рынок труда, что значительно сокращает нагрузку на него [4,5].

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Система образования должна обеспечивать равный доступ молодых людей к полноценному образованию, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Модернизация содержания и структуры профессионального образования должна проходить в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. Система профессионального образования должна быть максимально ориентирована на рынки труда.

В первую очередь для этого необходимо объединить в максимальной степени вопросы профессиональной подготовки кадров и их последующего трудоустройства.

Повышение конкурентоспособности молодежи должно быть связано с расширением профессиональных возможностей за счет владения смежными профессиями, с наличием общей эрудиции и коммуникативной культуры, а также обучением и переобучением конкурентоспособным профессиям [2,3].

Развитие связей между профессиональным образованием и сферой труда невозможно без создания эффективной системы трудоустройства выпускников. Для этого необходимо создать систему постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации [5].

В условиях перехода к информационному обществу, который происходит на фоне глобализации общемирового цивилизационного развития, система образования должна отвечать нынешним вызовам социума.

Быстрое старение знаний, стремительное развитие техники и технологий, широкое внедрение инноваций, практически во всех сферах человеческой деятельности, способствовали возникновению новой концепции развития образования, которое известно как «образование в течение всей жизни» [6]

Исходя из вышеизложенного, хотелось бы сделать вывод, что система образования, как один из важных факторов формирования человеческого капитала и накопления интеллектуальных ресурсов, пронизывает все современное общество и достаточно тесно связанна практически с любой сферой человеческой деятельности.

Поэтому, достаточно трудно определить, где заканчивается влияние образования и образовательного комплекса на поступательные процессы в стране.

Но бесспорным остается тот факт, что образование принципиально работает на будущее, определяя личные качества каждого человека, его знания, умения, навыка, приоритеты мировоззрения и поведения, а значит, в конечном итоге – экономический, моральный, духовный потенциал общества.

Образование как фактор развития человеческого потенциала

      РОЛЬ
      СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
      В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

    Пензенский
    государственный
    университет

    В данной статье образование
    рассматривается
    как фактор развития человеческого потенциала, отмечается его важность в сегодняшнем
    определении экономического благосостояния страны.

    Развитие
    современной экономики определяется не простым ростом объемов производства, а той его составляющей, которая
    происходит за счет различного рода инновационных, качественных сдвигов в хозяйстве. Между тем основная часть инновационных сдвигов генерируется в процессах деятельности людей.

    Введение человеческого потенциала в систему экономических понятий — это не просто дополнение ее еще одним разделом. Оно предусматривает радикальное изменение логики, структуры и содержания всех основных составляющих экономической науки.

    Человеческий потенциал — не просто источник экономических возможностей, но и жесткий экзаменатор дееспособности экономики [8].

    Концепция развития человеческого потенциала исходит из взглядов выдающегося ученого Махбубуль-Хака, инициировавшего подготовку мировых докладов о развитии человека в рамках Программы Развития ООН, начиная с 1990 года.

    Им была обозначена главная идея: смысл и цели общественного развития состоят в расширении возможностей каждого человека реализовать свои потенции и устремления, вести здоровую, полноценную, творческую жизнь. При таком подходе человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и как главный субъект, пользующийся его результатами.

    Под развитием человека понимается расширение спектра и возможностей интеллектуального, социального, экономического и политического выбора, доступных каждому члену общества.

    В качестве исторических истоков концепции
    человеческого потенциала можно
    назвать взгляды А. Смита, считавшего человека частью общественного богатства и целью общественного производства [1]. В том же русле мыслил А.

    Маршалл, связывая напрямую накопление богатства с развитием человека: «Производство богатства — это лишь средство поддержания жизни человека, удовлетворения его потребностей и развития его сил — физических, умственных и нравственных.

    Но сам человек — главное средство производства этого богатства, он же служит конечной целью богатства» [5].

    Важный
    вклад в концепцию человеческого
    развития внесла идея «человеческого капитала», возникшая в контексте экономической мысли. У её истоков стоял в 50 — 60 гг. XX века американский ученый Т.Шульц [1]. Большую роль Т.

    Шульц отводит повышению уровня образования женщин и высшему образованию молодежи. «Тремя главными функциями высшего образования» он называет «обнаружение таланта, обучение и научную работу».

    «Молодежь могла бы применить свои знания в наиболее важных областях здравоохранения, воспитания и обучения подрастающего поколения, в науке для улучшения благосостояния и экономического процветания новых наций третьего мира» [9].

    Под человеческим капиталом он понимал совокупность знаний, компетенции, квалификаций, выполняющих важнейшую роль в качестве средства производства. Это дало возможность просчитывать экономическую роль образования, науки, здравоохранения и рассматривать эти сферы как источник экономического роста.

    Позднее, в связи с вопросами международного экономического сотрудничества, обозначилось новое направление — «развитие человеческих ресурсов», предполагавшее максимизацию человеческого потенциала и его эффективное использование в целях экономического и социального развития.

    Концепция «развития человеческих ресурсов»
    включает в себя демографические
    проблемы, проблемы занятости, здравоохранения, питания, жилья, урбанизации, окружающей среды, образования, подготовки кадров. В рамках этой теории сложилось представление, что вложения в человеческий капитал оказываются экономически эффективными.

    Например, в США доля расходов на образование в ВВП за последнюю треть XX века почти удвоилась.

    По своим абсолютным размерам она превышает расходы на оборону; 55% молодежи в возрасте от 17 до 23 лет (в Японии до 60%) получают высшее образование, что является важнейшим фактором будущего экономического процветания этих стран в XXI веке.

    Особая роль в формировании концепции человеческого потенциала принадлежит лауреату Нобелевской премии по экономике (1998г.) Амарантьи Сену. Он трактует развитие человека как расширение его возможностей, а не возрастание только материального или экономического благосостояния. Сен А.

    считает, что цель общественного развития — не в беспредельном увеличении производства, а в создании возможностей для расширения выбора людьми: выбора совершать больше дел, жить долго, спастись от болезней, которых можно избежать, иметь доступ к знаниям.

    Его позиция: возможность и выбор тесно связаны не только между собой, но и со свободой — как негативной (свободой от голода), так и позитивной (свободой осуществлять свои жизненные устремления). Амаратьи Сен прямо заявляет, что, в конечном счете, развитие человека — это вопрос свободы. Исходя из подобной трактовки, развитие человеческого потенциала невозможно вне демократической, с приоритетом индивидуальных ценностей, общественной системы [1].

    Под термином «человеческий потенциал» понимаются качества людей, принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены. В формировании интеллектуального потенциала общества одним из ключевых моментов является наука.

    Но будет правильнее подчеркнуть, что ключевым моментом в развитии интеллектуального потенциала общества является развитие науки и образования. Наполеон говорил: «Гибель армии — это беда, гибель императора — это двойная беда, а гибель интеллекта нации — это катастрофа».

    Человеческий потенциал оценивается с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).

    Критериями оценки человеческого потенциала являются количество высших учебных заведений, количество учёных (например, можно отметить, что в Париже с 1841 по 1850, и в Большом Нью-Йорке с 1901 по 1941 была высокая частота рождения Нобелевских лауреатов), участие школьников и студентов в олимпиадах по разным предметам [6].

    Именно
    знания и образование в решающей степени определяют сегодня экономический
    потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле.

    Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства (прикладная наука и образование), уже давно принято говорить как об «индустрии знаний», а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики (в США она занимает 5-е место среди других областей; в 1998 году образовательная «отрасль» принесла доход в 265 млрд. долларов и обеспечила работой 4 млн. человек).

    Получаемые
    знания помогают раскрытию сущности человеческой жизни в социуме, так как миропонимание, мировоззрение, определение места и роли личности в обществе, усвоение гуманитарных основ общения, норм морали и нравственности, социокультурное развитие индивида делают человека частью общества.

    Профессиональная подготовка человека в образовательной системе закладывает прочную базу профессиональной деятельности, в наибольшей степени реализующую личностные способности, его трудовой потенциал.

    Читайте также: Что означает желтый цвет: психология

    Именно поэтому в теории человеческого капитала уровень образования населения рассматривается как главная составляющая его ценности, а образование единодушно признается в качестве постоянной составляющей трудовой деятельности.

    Кроме того, современные исследования доказывают устойчивую связь образования человека и продолжительности его жизни, а, следовательно, знание как результат образования важно для долголетия и имеет социобиологическое значение.

    Образование по своей сути является инновационной сферой, поскольку основывается на постоянном использовании новых знаний, продуцируемых научными учреждениями и вузами. Кадры образовательной системы — важнейшая часть интеллектуального потенциала страны, которая, в отличие от научных работников, выполняет такую социальную функцию, как воспитание обучающихся, а также тиражирование уже известных теоретических положений, концепций, выводов.

    Анализируя
    динамику статистических данных, характеризующих
    занятость и безработицу, следует
    отметить, что уровень экономической
    активности населения, то есть склонность к предложению труда, повышается пропорционально уровня образования, достигая максимума среди лиц с высшим профессиональным образованием. Среди трудоустроенных — все больше лиц, имеющих высшее образование, в то же время рынок труда реагирует на увеличение лиц с высшим образованием. Это отражается в росте доли безработных с высшим образованием: 47,5% в первом полугодии 2008 г. по сравнению с 22,8% в 2005 г.

    Профессиональная
    подготовка является важнейшей формой самореализации личности на рынке труда, в сфере трудовых отношений. На предприятиях нужны знающие, умелые кадры, поскольку новые технологии требуют больших способностей.

    Высшее
    учебное заведение можно представить
    как своего рода предприятие, а образовательный процесс — как своего рода производственный процесс, который длится определенное время и завершается выпуском уникальной социально-экономической продукции — специалистов для разных сфер общественной жизни.

    Причем полученное образование можно рассматривать в качестве средства производства, с помощью которого его обладатель в последующем обеспечит себе достойный уровень существования.

    С известной долей условности можно сказать, что рассуждая об экономике образования и образовании как экономической субстанции, о студенте можно говорить как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике — как о конечном продукте.

    Ценность (полезность, необходимость) образования как блага признавалась вначале церковью, а потом и государством, которые даровали это благо избранным, оплачивая их обучение и воспитание ради достижения своих далеко не бескорыстных целей. Профессиональное образование в России ввел Петр I, сознававший его важность для развития страны.

    Именно при нем образование стало оплачиваться государством, то есть стало, по нынешним понятиям, «общественным благом». Однако поначалу общество не видело в нем смысла, выгоды, оно не имело ценности. Потом, когда образование стало одним из основных условий получения должностей на государственной службе, пришло и понимание важности образования, оно стало восприниматься именно как благо. Но, как известно, это благо распространялось на малую часть общества, в основном на богатых и знатных.

    Бесспорным
    и громаднейшим достижением социализма было то, что он превратил образование
    в общественное благо для всех.

    Государство с первых лет советской
    власти расходовало на нужды образования огромные средства, благодаря чему добилось выдающихся результатов в индустриализации, развитии вооружений, освоении космоса и т. п.

    Граждане СССР, как само собой разумеющимся, десятилетиями пользовались этим общественным благом.

    Инженеров и других специалистов становилось все больше, а ценность образования между тем в глазах молодежи падала: зачем получать профессиональное, тем более высшее образование, если рабочий зарабатывает больше инженера и научного сотрудника? Многие пользовались образованием по инерции, из соображений престижности. Государство же продолжало поддерживать масштабы образования, прежде всего из идеологических соображений [2].

    На
    фоне серьёзного прогресса в человеческом развитии во многих странах ситуация в России выглядит неблагополучной. В развитых странах две трети национального богатства создаётся за счет интеллектуального труда. В мире идёт борьба за обладание интеллектуальными ресурсами.

    Уровень квалификации населения России выше Японского в 1,5 раза, но ВВП России меньше ВВП Японии в 3,9 раза (на 2008 г.), что говорит о плохом использовании интеллектуального потенциала России [3].

    Причинами этого является сырьевая ориентация экономики, юридические ограничения труда учёных и преподавателей, снижение престижа интеллектуальной деятельности [4].

    Решение проблем человеческого развития в стране зависит от решения задач — предотвращение дальнейшей деградации научной и социальной инфраструктуры, переориентация бюджетной политики на социально-гуманитарные цели и нужды науки, действительно приоритетное финансирование науки, образования. Человек должен стать главным приоритетом развития страны и главным фактором этого развития [7].

    1. Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования, Высшее образование в России. 2005. №2
    2. Ильинский И.М. Об экономической природе современного отечественного образования.
    3. Колин К.К. Интеллектуальные ресурсы человека в информационном обществе. Труд и социальные отношения. 2008. № 9
    4. Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи образования, науки и культуры. Открытое образование. 2007. № 5
    5. Маршалл А. Principles of Economics. — L., 1983.
    6. Морозова Н.Н. Роль образования в развитии человеческого потенциала // Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты [под ред. И.В. Войтова] — Минск: ГУ «БелИСА». 2007.
    7. Роль государства в экономическом росте и социальноэкономических реформах // Доклад о развитии человеческого потенциала в России [под ред. С.Н. Бобылева]. М.: Весь Мир. 2003
    8. Черных В.В. Инвестиции в человеческий потенциал // http://www.cs- alternativa.ru/text/2309/3
    9. Шульц Т. Вложения в человеческий капитал: роль образования и научных исследовали. 1971.

    Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества

    Чорная А. Д. Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 36-38. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3304/ (дата обращения: 19.11.2019).

    Понятие образования в широком плане является постоянно изменяющимся, что соответственно влечет за собой переориентирование его целей, функций, состава, появления новых образовательных структур и соответствующих социальных институтов.

    В современном мире в условиях научно-технического прогресса наблюдается тенденция снижения качества образования на всех уровнях образования: дошкольном, среднем, высшем и т. д. В свою очередь это вызывает упадок во всех сферах деятельности человека и общества в целом. Но ведь именно через рост образованности личности лежит путь к преодолению децессионизма в современном мире.

    Причин этих явлений масса, и они не могут быть полно и четко идентифицированы в условиях постоянной динамики процессов образования. Как основные и наиболее глобальные из них следует выделить следующие:

    • невозможность современной системы образования обеспечить конкурентоспособность человека узкой специализацией его подготовки, либо наоборот, слишком обобщенной;
    • низкий уровень общего развития личности, сопровождающийся снижением нравственности и гуманности, отсутствием четких целей своей деятельности, ростом прагматизма и эгоцентризма современного человека;
    • термин «престижность образования» утратил четкое интерпретирование в умах современности.

    Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, государства, общества, согласно закону «Об образовании»1. И неспроста интересы личности выставлены на первое место. Упадок всего общества начинается с одного человека.

    И, зачастую, именно то представление об образованности, которое закладывается в человека в начале его пути саморазвития (в период дошкольного воспитания) и развивается далее системой формального образования, определяет его поведение на долгие годы.

    Поэтому очень важными являются закрепление (используя опыт и реальные примеры) правильного прообраза системы образования, набора базовых качеств, которыми должна обладать современная личность, путей их достижения и развития на протяжении всей жизни.

    Причем этих личностей необходимо соответствующим образом воспитать, привить им необходимые качества и умения, начиная с детского сада, бережно передавая с одного уровня на другой, развивая их способности с учетом их природных особенностей.

    И существенная проблема здесь — в мотивации труда учителей и преподавателей на использование прогрессивных методик и технологий обучения, на непрерывное собственное развитие. А, учитывая факт постепенной естественной убыли ученых старшего поколения, и то, что наука и преподавание не являются популярными направлениями деятельности среди современной молодежи, то задача раннего выявления и содействия в развитии талантливой молодежи, крайне актуальна.

    Здесь, как следствие вышеперечисленных, на первый план выходит проблема обеспечения преемственности образовательных программ разных уровней.

    Необходимо четко понимать какие качества обучающегося (качественная характеристика) и какой уровень знаний (количественная характеристика) необходимы для перехода с текущего на следующий уровень и т. д.

    Очевидно, что на современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Как же трактовать «непрерывность» образования в данном контексте?

    Предполагается, что для подтверждения соответствия уровня развития современной личности необходимо, вместо получения образования на всю жизнь, перейти к процессу образования через всю жизнь.

    В XXI в. концепция образования на протяжении всей жизни приобрела ключевое значение. Она является ответом на вызов, который бросает нам быстроменяющийся мир. Необходимость возобновлять образование, профессиональную подготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной и личной жизни.

    Подобная необходимость приобретает все большую актуальность.

    Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства.

    То есть, каждому человеку необходимо «непрерывно» обучаться и развиваться на протяжении всей жизни для сохранения и повышения своей конкурентоспособности, для раскрытия собственного потенциала, самосовершенствования и постоянного роста как личности. Но, как правило, люди преследуют лишь цель достижения материальных благ, и одна из причин этого — в коррумпированности современного мира.

    Конечно, такая форма мышления это результат искажения ценностных ориентаций, следствие разрыва между образованием и культурой, когда получение любой ценой высшего образования, точнее диплома о высшем образовании, становится важным условием жизнеобеспечения, социальной адаптации личности.

    Это еще одно серьезное препятствие на пути становления непрерывного образования как принципа жизни современного человека.

    И для преодоления его необходимо изменить понимание конкурентоспособности, сделать его более гуманным и перенаправить в сторону «развития с целью развития», не забывая про самоактуализацию своих ценностей и творческого потенциала в образовательном процессе.

    Без решения этой проблемы нельзя решить главных задач, стоящих перед образованием, как организованной структурой общества: для чего, чему и как обучать в новых социально-экономических условиях. Чем же вызвана объективная необходимость решения этой проблемы?

    Постоянная актуализация знаний, полученных в результате образования, вызвана потребностью решать в процессе трудовой деятельности непредвиденные и все усложняющиеся социальные и профессиональные задачи.

    А возникновение различных форм организованного послевузовского образования, например, такого социального института, как повышение квалификации (частично роль «второй школы» взяли на себя средства массовой информации, прежде всего Интернет), различные виды и способы неформального параллельного образования и самообразования призваны в определенной мере лишь компенсировать недостатки сложившейся ситуации.

    Сегодня ситуация усугубляется также неумением обеспечить целостность и актуальность образовательных программ. Состав дисциплин в рамках той или иной специальности, последовательность их освоения и, главное, содержательная часть часто далеки от тех требований к специалистам, которые выдвигаются сегодня на рынке труда.

    Это вызвано отсутствием необходимой материальной базы вузов, нежеланием педагогов «старой школы» развиваться и корректировать образовательные программы дисциплин, опираясь на новые достижения и тенденции мировой науки. Чаще всего имеем «передачу» опыта прошлых лет и базовых знаний по учебникам 70–80-х годов прошлого века.

    • Разрешить эти проблемы возможно только если сформировать единые образовательные программы по основным направлениям профессионального образования, а также полные и всесторонние характеристики выпускников и педагогов, опираясь на соответствующие государственные образовательные и профессиональные стандарты, но с учетом требований потенциальных работодателей.
    • Только так удастся обеспечить выпуск востребованных компетентных специалистов, обучающихся в соответствии с запросами и перспективами развития рынка труда государства.
    • Рассмотренные проблемы и сущность непрерывного образования позволили сделать следующие выводы:
    • непрерывное образование — проблема, вызванная к жизни современным научно-техническим развитием мира;
    • непрерывное образование является основной педагогической проблемой современного этапа мирового развития;
    • сущность непрерывного образования следует понимать как пожизненный процесс, цель которого — всестороннее развитие человека, его биологического, социального и духовного потенциала, но прежде всего постоянное профессиональное самообразование, вызванное необходимостью обновлять устаревающие знания и умения, полученные во время обучения.

    Читайте также: Инстинкты человека: основные виды и примеры

    То есть, непрерывное образование как своеобразный ответ на технологический прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности, должно стать сегодня новым способом образовательной деятельности, обеспечивающим опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств, но опирающихся на социокультурную сферу.

    Образование как процесс становления Человека

    Во всем мире содействие развитию сущностных сил человека становится единственной и неизменной целью образования. В современном обществе приобретение знаний не ограничивается ни стенами образовательных учреждений (в пространстве), ни завершением этапа образования (во времени). Человек постоянно находится в процессе образования на протяжении всего жизненного пути.

    Под непрерывным образованием в течение жизни (Lifelonglearning) понимается непрерывный процесс обучения, осуществляемый индивидом на протяжении всей жизни с целью приобретения новых и совершенствования имеющихся знаний, навыков, компетенций или квалификаций в связи с существующими потребностями личного, общественного или профессионального характера. Термин «образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования. Недавно появился термин «образование шириною в жизнь» (lifewide learning), который акцентирует не только постоянство процесса образования, но и разнообразие его форм. Основными принципами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для ХХ1 века и выражающими суть этого процесса, стали: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе.

    Непрерывное образование повлекло за собой становление различных видов образования. ЮНЕСКО вела специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образования как процесса: формальное, неформальное и информальное (спонтанное) образование.

    «Меморандум непрерывного образования[1]» определяет европейскую политику в сфере образования на ближайшее десятилетие и вырабатывает стратегию развития образования.

    «Меморандум о непрерывном образовании» инициирует общеевропейскую дискуссию по проблемам непрерывного образования, которая определяет приоритетные направления и вырабатывает необходимые программы в рамках ЕС.

    • Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

    Шесть ключевых принципов Меморандума непрерывного образования Европейского Союза.[2]

    Принцип 1: Новые базовые знания и навыки для всех.

    Цель – гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию для получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество – компьютерной грамотности, иностранных языков, технологической культуры, предпринимательства и социальных навыков, таких, как уверенность в себе, ответственность за свою судьбу, умение рисковать, умение учиться, умение адаптироваться к переменам и умение ориентироваться в потоке информации.

    Принцип 2: Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы. Цель – значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять приоритет самого важного достояния Европы – ее людей, а основе социального партнерства, распространяя опыт передовых компаний.

    Принцип 3: Инновационные методики преподавания и учения. Цель – разработать новые методологии обучения для системы непрерывного образования – длиною и шириною в жизнь. По мере продвижения к информационному обществу – обществу, основанному на знании, – меняется и наше понимание того, что такое образование и учение.

    Образовательные технологии становятся все более ориентированными на пользователя. Учащийся перестает быть пассивным реципиентом информации. В целом можно сказать, что процесс преподавания и учения, несмотря на все перемены в обществе, не меняется уже, по меньшей мере, полвека. Образовательные системы должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям.

    Это особенно важно для решения гендерных проблем и проблем “третьего возраста”.

    У нас до сих пор нет ответа на многие методические вопросы – как выработать устойчивую мотивацию к учению, какова методика обучения пожилых людей, как приспособить учебную среду для полноценной интеграции инвалидов, каков положительный потенциал групп смешанного возраста для развития познавательных, практических и социальных навыков и так далее.

    Учителя становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача – помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это. А, следовательно, и методы обучения должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.

    Принцип 4: Новая система оценки полученного образования. Цель – коренным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального образования.

    В обществе и экономике, основанных на знании, полноценное использование человеческого фактора становится залогом конкурентоспособности и успеха. Соответственно как для работника, так и для работодателя огромное значение имеют дипломы, аттестаты и сертификаты, подтверждающие квалификацию.

    Они приобретают все большую роль в интегрированной Европе с единым рынком труда, свободой передвижения и свободным выбором образовательного учреждения. В европейских странах уже действует система признания дипломов о высшем образовании.

    Необходимо разработать высококачественную систему “Аккредитации предыдущего и неформального образования” (Accreditation of Prior and Experiential Learning – APEL), которая отражала бы все знания, умения, навыки и весь полученный опыт человека и была бы общепризнана в европейском контексте.

    Принцип 5: Развитие наставничества и консультирования. Цель – на протяжении всей жизни обеспечить каждому свободный доступ к информации об образовательных возможностях в Европе и необходимым консультациям и рекомендациям.

    Если в прошлом нам приходилось принимать решение о выборе профессиональной карьеры или образовательного учреждения зачастую всего лишь один раз, то теперь совет о том, что делать дальше (и не только в профессиональной сфере), нужен человеку на протяжении всей жизни.

    Следовательно, должна быть создана постоянная консультационная служба, которая могла бы дать рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития, и была бы ориентирована на интересы и потребности активного пользователя.

    Принцип 6: Приближение образования к дому. Цель – приблизить образовательные возможности к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также используя информационные технологии.

    Культурное разнообразие является важнейшим богатством Европы, и сохранить местные особенности и традиции, в том числе и в сфере образования, – задача всех местных сообществ.

    При всей свободе передвижения и тех преимуществах, которые она предоставляет, люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование.

    Приближение образования к дому также подразумевает создание культурно-просветительских центров в непосредственной близости от нашего жилища – не только в школах и вузах, но и в торговых центрах, клубах, музеях, библиотеках, религиозных центрах, парках, центрах отдыха и на рабочих местах.

    В концепции непрерывного образования сложилось понимание нескольких видов образования – формального, неформального и информального образования. Приведём ключевые черты, присущие каждому из них, которые раскрыты в тексте «Меморандума непрерывного образования»:

    • Формальное образование– происходит в организованном и иерархически структурированном контексте, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата, имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимущественно зарегистрированными, организациями.
    • Неформальное образование– происходит часто вне специального образовательного пространства , в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности. Неформальное образование является для обучаемого осознаваемым и не спонтанным процессом, не ведущим к присуждению степени или выдачи свидетельства об образовании. Разработка программ неформального образования, как правило, находится в компетенции учебного заведения.
    • Информальное образование индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, а также результат общения со своим социальным окружением на протяжении всей жизни, не имеет определенной структуры.
    • по оценке ЮНЕСКО, 85% работающего населения приобрели необходимые для работы знания и умения за рамками формального обучения;
    • в 2003 году почти 18% жителей ЕС в возрасте 25-64 лет участвовали в неформальном образовании;
    • в странах Скандинавии – Дании, Швеции, Финляндии – наибольшие показатели по уровню вовлечённости в неформальное образование – почти 50% по данным на 2004 г.

    Отличительной чертой современного образования является обеспечение доступа к качественному образованию людей с ограниченными возможностями. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

    В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

    Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы.

    Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

    Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

    Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

    Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

    • В мировом педагогическом сообществе принято выделять восемь принципов инклюзивного образования:
    • 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    • 2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
    • 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
    • 4. Все люди нуждаются друг в друге;
    • 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
    • 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
    • 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

    8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

    Следует отметить, что все усилия по развитию инклюзивного образования основаны на правовой идеологии – если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты; все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для их обучения; есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье. К этому призывает и Декларация прав ребенка, принятая резолюцией 1386 (ХIV)Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года (в частности, принцип 2 и 7), которые закрепляют право ребенка на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».[3]

    В настоящее время образование происходят значительные изменения, которые представляют собой отклик систем образования на требования информационного общества, на проявления постиндустриальных тенденций в науке, культуре и обществе в целом и тесно связаны с распространением новых ценностей в образовании. Они провозглашают необходимыми условиями существования в современном мире свободу выбора, развитие и самоопределение, а также самостоятельность и ответственность самого человека в принятии решений. Именно поэтому все большее внимание уделяется созданию для обучающихся (школьников и студентов) условий ответственного выбора, самоопределения, самостоятельности в образовательном процессе. Такие условия создаются при реализации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, о чем шла речь в разделе, посвященном процессу обучения.

    Индивидуальный образовательный маршрут современного ученика может реализовываться в разных формах. В практике работы школ накоплен достаточный опыт, раскрывающий возможности традиционной классно-урочной формы обучения для построения индивидуального образовательного маршрута.

    Каждая современная школа имеет развитую информационно-технологическую инфраструктуру, позволяющую конструировать открытые образовательные среды как внутри учреждения, так и за его пределами в режиме online через Интернет.

    Развивающееся сетевое взаимодействие между школами и социальными партнерами позволяет развивать академическую мобильность учащихся, расширяя тем самым возможности выбора для построения индивидуального образовательного маршрута.

    Технологии организации образовательного процесса также обладают мощным ресурсом для разработки вариативных образовательных маршрутов.

    Так, например, бесклассно-курсовое обучение создает возможности выбора уровня изучения предмета (базовый или углубленный, общеобразовательный или гимназический).

    Такая же идея выбора лежит в основе профильного обучения, когда ученик совместно с учителями составляет для себя учебный план из предметов общеобразовательных и профильных, а также элективных курсов.

    С каждым годом все популярнее становится обучение в форме экстерната, когда по запросу обучающегося (заказчика) и при возможностях школы организуется заочное обучение, при котором четко определена ответственность обучающегося-заказчика за результаты образования (в договорной форме).

    Обучающийся в этом случае получает задания по предмету, который выбран им для обучения в форме экстерната (или всем предметам учебного плана), определяются сроки промежуточной аттестации, может получать консультации учителя (по запросу).

    В установленные сроки сдает итоговую аттестацию и имеет все права на получение документов об окончании образования (аттестат).

    [1] Режим доступа: http://portal.gersen.ru/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,7406/Itemid,50

    [2] eLearning – Планирование завтрашнего образования. Сообщение Комиссии Европейского Сообщества, COM (2003)318 final. Ключевая документация eLearning на http://europa.eu.int/comm/informaition_society / еurope / documentation / index_en.htm

    [3] Декларация прав ребенка. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

    Образование как один из важнейших факторов развития социальных процессов

    Новаторство и традиции — две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризующие наличие в них как устойчивых, так и противоречивых моментов.

    Так, традиция является характеристикой стабильности, устойчивости, инерционности в культуре.

    Благодаря традиции человечество усваивает культурный опыт поколений путем воспроизводства идей, ценностей, способов мировосприятия и др. Система традиций отражает целостность общественного организма.

    С другой стороны, культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Универсальной характеристикой любой культуры является единство традиции и новации.

    Однако «между традициями и новациями почти всегда оказывается догма, доминирующая в унаследованном нами тоталитарном сознании. И путь традиции к инновации, как и обратный путь, нередко ле жит через преодоление догмы» .

    Различные соотношения традиций и новаций дают основание для классификации обществ на традиционные и современные. В первых традиция господствует над новаторством. В современном обществе новаторство является базовой ценностью

    Образование — это способ вхождения человека в целостное бытие культуры; оно является сложным социальным организмом, «главные функции которого — воспроизводство опыта, накопленного в культуре, и создание условий для его целенаправленного изменения. Как орган социума, образование должно гибко адаптироваться к изменениям социальной среды и, как следствие, меняться само».

    Система традиционного или, в терминах «Римского клуба», «поддерживающего» обучения воспроизводит социокуль-турный опыт поколений, тогда как система инновационного обучения, «основанная на новых социокультурных принципах, ориентированная на иные модели обучения, способствует формированию новой культуры мышления и действия». По нашему мнению, функцией инновационного обучения является не простое, а расширенное воспроизводство социокультурного опыта человечества. Таким образом, инновационное обучение представляет собой институт обновления культуры.

    Какие социокультурные условия способствуют появлению инновационного обучения?

    Наиболее глобальной чертой всех социокультурных перемен в мире с начала XX века является ускорение, коснувшееся развития всех сфер социального бытия человека. Следствием этого процесса явилось несоответствие между развитием школы и общим уровнем культурного и технического окружения.

    Другой чертой социально-исторических перемен, прямо связанной с ускорением, является следующая: с появлением массового производства не только вещей, но и идей, труд становится анонимным, утрачивая индивидуальность.

    Эта анонимность обезличивает человека, приводит к утрате интеллигенцией своих привилегий быть носителем духовных ценностей и этических норм.

    Важными свойствами труда являются усиление его интеллектуализации и возрастание коммуникативности, насыщение информативно-техническими компонентами.

    Резюме: в современном мире мы имеем дело с двумя противоположными тенденциями развития общественного труда и жизни человека: первая — обезличивание, формализация труда и общественных отношений, вторая — возрастание роли личностного фактора, интеллектуальных функций, наукоемкое.

    Вышеназванные радикальные изменения в социокультурной сфере неизбежно ведут к смене требований к образованию, а значит к необходимости удовлетворения новых требований.

    В обществе «быстрого» развития возрастает роль новых технологий и потребность в системе образования, способной ответить на вызов все возрастающего ускорения. Инновационные процессы в образовании возникают в ответ на эти социальные требования.

    Возникновению инновационного обучения в нашей стране способствуют также определенные финансово-экономические условия.

    Кардинальные экономические преобразования, проводимые в России в последние годы, формирование и постепенное становление в ней новых федеративных отношений принципиально изменяют роль и место республик, краев, областей в развитии производственной и социокультурной сферы.

    Распалась существовавшая ранее в стране централизованная административно-распределительная система; в процессе децентрализации произошла регионализация образования.

    Сегодня, в условиях финансово-экономического дефицита, эффективным средством является мобилизация внутренних ресурсов регионов, развитие инновационных процессов, создание и внедрение новых методик и технологий обучения, направленных на достижение возможно большего эффекта при наименьших материальных затратах. Возникает потребность в инновационном образовании.

    С целью описания признаков «инновационного» обучения нами рекомендовано произвести его сравнение с традиционным, «поддерживающим» обучением. Могущество человека до сих пор определялось его естественнонаучными знаниями.

    В соответствии с этими принципами «поддерживающее» обучение формирует механистически-детерминистическую научную картину мира. В соответствии с ней у обучаемых формируется уверенность, что любая проблема имеет одно, и только одно, правильное решение.

    На наш взгляд «поддерживающее» образование можно описать признаками, показанными в таблице 1.

    Иное мировоззрение и, соответственно, иные цели образования потребуются в случае перенесения смысловой задачи существования человека с познания существующего мира на его целенаправленное преобразование, то есть на синтез нового.

    В этом случае на уровне синтеза может быть множество вариантов решения. Для окончательного выбора решения человеку придется привлекать духовно-нравственные оценки. При этом решения оказываются зависящими от духовности человека.

    Признаки традиционного или «поддерживающего» образования

    · стержнем выступает классический тип научной рациональности, сложившийся в XVII — XIX в.в., акцентирующий внимание на объекте познания, на получении объективно истинного знания о мире;

    • · формируется механистическая и детерминистическая картина мира, определяющая и поддерживающая преимущественно технократическую культуру мышления;
    • · преобладание методов обучения, ориентированных на передачу готовых знаний и методов решения задач, имеющих преимущественно однозначные и заранее известные преподавателю ответы;
    • · искусственная (формальная) соотнесенность социально-гуманитарной и научно-технической составляющих содержания образования, практическая разорванность духовности и профессионализма.

    · его системы ценностей. «Инновационное» образование можно охарактеризовать с помощью признаков, показанных в таблице 2.

    Между «поддерживающим» и «инновационным» образованием существуют своеобразные «перекрытия», обеспечивающие преемственность. Элементы одной модели органично входят в другую модель.

    Вместе с тем каждая из них характеризуется особыми научными и образовательными идеалами, социальными целями и ценностями, картинами мира.

    1. Признаки «инновационного» образования
    2. · включаются и начинают доминировать неклассический и постнеклассические типы научной рациональности, включающие познающего и действующего субъекта, а научные знания рассматриваются в контексте социальных условий его бытия и социальных последствий его деятельности;
    3. · формируется культура системного мышления; мировоззрение, направленное на гармонизацию отношений человек — общество — природа;
    4. · содержание и методы обучения ориентированы на освоение методологии творческой созидательной деятельности, формирование инновационной способности человека — способности создавать то, о чем может не знать даже преподаватель;
    5. · формирование и развитие нравственности, духовности, социальной ответственности как факторов профессионализма.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источник https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/06/17/samorazvitie-i-samoobrazovanie-pedagoga-kak

    Источник https://donpi.ru/razvitie-mozga/obrazovanie-kak-faktor-razvitiya-cheloveka-neobhodimost-ili-vymysel.html

    Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *