Методы и способы развития рефлексии

Методы и способы развития рефлексии

Основные пути и методы развития рефлексии, ее структура и роль. Исследования в четырех аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном. Комплексы упражнений, направленных на развитие рефлексии как констатирующий признак личности.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.06.2015
Размер файла 37,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

    • Методы и способы развития рефлексииОглавление Введение
    • 1. Общее понятие рефлексии
    • 2. Рефлексия и ее роль в жизни человека
    • 3. Особенности упражнений направленных на развитие рефлексии
    • 4. Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии
    • Заключение
    • Список литературы

    Введение

    Задача развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

    В ряде экспериментальных исследований рефлексия выступает не только как существенный компонент какого-либо другого предмета, но и как предмет специального психологического изучения, например: в исследовании Н.И. Гуткиной рефлексивных ожиданий личности, М.М. Муканова — специфики рефлексии у представителей «традициональной культуры «, А.В. Захаровой, М.Э. Боцмановой и Е.Р. Новиковой — возрастных особенностей рефлексии. При этом в зависимости от той области, в которой проводится психологическое исследование, выделяется та или иная «грань » рефлексии, акцентируется тот или иной ее аспект. В целом анализ отечественных конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, показывает, что она исследуется в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном. Исходя из этого, рассмотрим наиболее распространенные определения рефлексии, формулируемые в контексте проблематики той или иной области психологии, как:

    1) способность разума обращать свой «взор на себя;

    2) мышление о мышлении;

    3) анализ знания с целью получения нового знания или преобразования знания неявного в явное:

    4) самонаблюдение за состоянием ума или души;

    5) выход из поглощенности жизнедеятельностью;

    6) исследовательский акт, направляемый человеком на себя.

    Момент личностно-смысловой обусловленности становится центральным при ином понимании механизма рефлексии, а именно как переосмысления и перестройки субъектом содержаний своего сознания, своей деятельности, общения, т. е. своего поведения, как целостного отношения к окружающему миру. В процессе переосмысления выделяются 5 этапов (фаз):

    1) актуализация смысловых структур «я » при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее понимании;

    2) исчерпание этих актуализировавшихся смыслов при апробировании различных стереотипов опыта и шаблонов действия;

    3) их дискредитация вплоть до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий;

    4) инновация принципов конструктивного преодоления этих противоречии через осмысление целостным «я » проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней как бы заново — собственно фаза «переосмысления «;

    5) реализация этого заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержаний личного опыта и действенное, адекватное преодоление противоречий проблемно-конфликтной ситуации.

    Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности психологов. В современной психологии наблюдается как интенсивный рост экспериментальных и прикладных исследований рефлексивных процессов, так и углубленный анализ их теоретических оснований. В целом это свидетельствует о выделении и становлении такой особой области знания, как психология рефлексии.

    Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных авторов -В.В. Столина, С.Ю. Степанова, Г.П. Щедровицкого, И.Н. Семенова и др., так и зарубежных — Дж. Локка, Буземана, и др.

    В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структура рефлексии, динамика ее развития в онтогенезе, социально-перцептивные аспекты рефлексии, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др.

    Целью работы является- выделение основных способов развития рефлексии. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

    1)Проанализировать литературу по проблеме рефлексии;

    2)Исходя из анализа выделить основные пути и методы развития рефлексии; кооперативный коммуникативный рефлексия интеллектуальный

    3)Составить рекомендации по развитию рефлексии.

    Объектом исследования является рефлексия человека.

    Предметом — методы и способы развития рефлексии.

    • 1. Общее понятие рефлексии

    В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии.

    В современных энциклопедиях рефлексия определяется как «форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека», или как «осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком смысле — новый поворот духа после совершения познавательного акта к «я » (к центру акта) и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного».

    Хотя уже у Аристотеля, Платона и далее, у средневековых схоластов, можно найти много глубоких рассуждений, касающихся разных сторон того, что мы сейчас относим к рефлексии, все же принято считать, что основной и специфический круг проблем, связываемых сегодня с этим понятием, зарождается лишь в новое время, а именно благодаря полемике Локка и Лейбница, как бы мы ни относились к такой трактовке истории проблемы, и какую бы важную роль ни приписывали античным и средневековым мыслителям, бесспорно, что именно у Локка и Лейбница рефлексия начинает трактоваться как самопознание, как «поворот духа к «я «» и благодаря этому приобретает отчетливо психологическую окраску.

    У Фихте в дополнение к этому рефлексия получила эпистемологический оттенок, (рефлексия знания есть «наукоучение») и была поставлена в контекст процессов развертывания или развития «жизни».

    Гегель сделал попытку дать рефлексии имманентное определение в рамках общей картины функционирования и развития духа. После Гегеля понятие рефлексии стало и остается до сих пор одним из важнейших в обосновании философского анализа знания. [10].

    Рефлексия по Локку, — это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность» [2].

    В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

    Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного.

    Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств). Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой интроспективной психологии.

    В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний.

    Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями.

    Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего «, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

    Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии — предметно-рефлексивные отношения.

    В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия, таким образом, — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

    Традиция исследований рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад — пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях.

    Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии, ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью. [4].

    Рефлексия — это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими.

    Отрефлексировать что-то — это значит это «пережить», «пропустить через свой внутренний мир», «оценить».

    Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Именно способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные. Важнейшей особенностью рефлексии является их способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего. [3].

    Общим во всех определениях является то, что рефлексия — это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.

    • 2. Рефлексия и ее роль в жизни человека
        Учебно-исследовательская деятельность учащихся практически всеми сегодня осознается как факт положительный и необходимый, но интерпретируют его по-разному. То, что учебно-исследовательская деятельность влияет на мировоззрение учащихся, формирует их ответственное отношение к делу и к окружающей действительности, бесспорно. Представляется не менее важным и то, что именно она создает необходимые условия для развития и личностного роста, формируя и оттачивая столь важный механизм, как рефлексия.
      • Лучшим учителем, как известно, является собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим своей головой и собственными руками, всегда приносит какой-то конкретный результат и плюс еще что-то очень важное и ценное, а именно — индивидуальное развитие. О развитии личности обычно говорят в двух аспектах: в плане внутреннего строительства по имеющимся образцам, т.е. когда человек конструирует себя, присваивая существующие в культуре ценности, нормы поведения, а также способы и формы деятельности. Другой аспект, когда совершается переход к самосовершенствованию, т.е. когда уже достигнут определенный личностный уровень и когда он становится способным развивать себя и совершенствовать окружающий мир, преобразуя наличную культуру, создавая новое. Оба аспекта развития личности объединяет то, что у человека появляются новые возможности. В значительной мере появлению этих возможностей способствует механизм рефлексии и рефлексивные способности.
      • В современных разработках проблема рефлексии рассматривается, по крайней мере, в трех направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а также процессов коммуникации и кооперации, т.е. совместных действий и их координации. Все эти три контекста в их сложном переплетении отражены в научных исследованиях разных авторов, что приводит к многозначности трактовок понятия «рефлексия » и многоплановости понимания самого явления. Изучение рефлексии при решении разного рода мыслительных задач направлено на выявление условий и осознание оснований системы собственных знаний и мышления. Именно в этом круге исследований сформировалось широко распространенное понимание рефлексии как направленности мышления на самое себя. Способность мыслить о том, как мыслю, знать, что знаю.
      • Специфика рефлексивных процессов при самоопределении обусловлена духовным миром человека, его способностью к осмыслению или переосмыслению собственного опыта, знаний о себе, чувств, оценок, мнений, отношений и т.д. Такую рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление человеком себя и своих отношений с миром, сегодня называют часто личностной.
      • Именно личностная рефлексия, которая сегодня лежит в основе психотерапевтической и тренинговой деятельности, вырывает человека из непрерывного потока жизни и заставляет стать во внешнюю позицию по отношению к самому себе. Именно эта способность может рассматриваться как путь к переосмыслению стереотипов собственного опыта и, по словам Я.А. Пономарева, выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия как «зеркало «, отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.
      • Появление этой функции рефлексии, связано, хотя бы с тем, что как всякой самоорганизующейся системе, личности необходима «обратная связь «. Для самоуправления и саморегуляции не обойтись без хорошо отлаженной системы обратной связи.
      • Рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности называется социальной рефлексией. Выход в позицию «над » и «вне » позволяет партнерам не только прогнозировать действия друг друга, но и, корректируя свои действия, влиять на партнера, все глубже проникая в глубины взаимопонимания или, напротив, намеренно вводя партнера в заблуждение. Данный тип рефлексии связан с имитационным моделированием и организационно-деятельностными играми, с принятием групповых решений, с исследованием проблем взаимоотношений в организации и т.д. При этом сама практика порождения рефлексивных процессов, выявление условий их возникновения и функционирования в системе используется в разных формах работы (рефлепрактики, тренинги). Преобладающее число конкретно-научных исследований рефлексии связано с изучением ее как процесса.
      • В рамках данной работы ставится задача объединить существующие подходы, показав роль рефлексии в жизни человека. При этом рефлексия как механизм, реализующий эту управляющую функцию, направленную на совершенствование системы, играет особо важную роль. Именно специфика рефлексивного механизма и многообразие способов рефлексии определяют потенциал личности для личностного роста и самосовершенствования. Рефлексия — это механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов), тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность. Рефлексивные способности являются теми, которые в принципе обеспечивают условия для саморазвития, самокоррекции, влияя в целом на развитие личности и ее отношений с миром.
      • В отечественной психологии эта линия идей восходит к С.Л. Рубинштейну, который связывал с появлением рефлексии особый способ существования человека в мире. Акцентируя наличие у человека двух способов существования в этом мире, он считал:
      • · Первый способ — это обычное существование, когда «человек весь внутри жизни, всякое его отношение — это отношение к отдельным его явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять даже мысленно позицию вне ее, для рефлексии над ней «.
      • · Второй способ существования собственно и есть рефлексия. «Развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к духовному опустошению. либо другой путь — к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе «.
      • Рефлексия как своеобразный механизм поиска и контроля, позволяет нам заглянуть не только в свое прошлое, настоящее, будущее, но и в глубины сознания и бессознательное. В работе Р. Бендлера и Д. Гриндера встречается понятие глубокой рефлексии, рассмотрение которого показывает, что обращение исключительно к программному уровню может быть достигнуто с помощью гипноза, когда «отключение » сознательного контроля у испытуемого позволяет ему выполнять конкретные действия по команде специалиста. Это весьма интересный уровень анализа рефлексии. Здесь важно показать возможности рефлексии как механизма и как способности развития (интеллектуального, личностного, социального).
      • Для С.Л. Рубинштейна, в отличие от его предшественников, целостностью становится уже не просто человек, а «человек в мире «. Человек уже рассматривается не как самостоятельная изолированная от мира система, а это уже несколько иная целостность, задающая иной уровень рефлексии, а возможно и наоборот, иной уровень рефлексии задает иную целостность. Впервые обратив на это внимание, хотя в явном виде и не сформулировав этого, С.Л. Рубинштейн наметил важную линию, связанную с рассмотрением уровней рефлексии.
      • Сегодня уровни рефлексии в работах отечественных авторов рассматриваются по-разному и выделяются принципиально разные подходы к их пониманию. Рассматривая системную организацию рефлексии, Г.П. Щедровицкий выделяет:
      • 1. Макроуровень, — т.е. уровень самой системы, в котором она рассматривается как единое целое;
      • 2. Микроуровень — это уровень подсистем данной системы;
      • 3. Мегауровень — это уровень некоторой системы, в которую данная система входит как подсистема.
      • В работе И.С. Ладенко выделяются три основные формы рефлексии: ретроспективная, проспективная и интроспективная. Первая — служит выявлению и воссозданию схем и средств, процессов, имевших место в прошлом. Во второй выявляются и корректируются схемы и средства возможной деятельности. В третьем случае производится контроль и корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе выполнения. Умение человека как кинопленку прокручивать свои мысли и действия, возвращая их назад или забегая вперед; это тот самый механизм, который осуществляет связь сознания с подсознанием или с блоками той самой «программы «, которая сформировалась как управляющая подструктура нашего опыта.
      • Рефлексия является источником порождения новых идей, и это отмечал еще Дж. Локк, а затем эту же особенность рефлексивной способности субъекта отмечал и Д. Райнери. Рефлексия, как построение картины осуществленной деятельности, дает текст (в широком смысле), т.е. материал, открытый наблюдению, критике и последующему изменению. Однако еще более важно то, что рефлексия является тем механизмом, который позволяет сделать неявное знание явным. Она является тем шунтирующим подсознание механизмом, откуда при определенных обстоятельствах мы извлекаем значительно больше, чем нам кажется, что мы знаем.
      • «Человечество, продолжая движение всех других одушевленных форм, несомненно, идет в направлении завоевания материи, поставленной на службу духа. Больше мочь, чтобы больше действовать. Но, в конечном счете, и в особенности: больше действовать, чтобы полнее существовать. » (Тьер де Шарден П.). Обретя самосознание, человеку не достаточно лишь смотреть в зеркало, чтобы видеть и расшифровывать себя до самых глубин, но, кроме того, он приобретает свободу располагать собой — конструировать свой внутренний мир, продолжая себя.[8]

      Рефлексия-обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия-это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другими, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым.

      Рассмотрим рефлексию как механизм самопознания. Необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания.

      Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

      · Коммуникативная-ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;

      · Личностная-объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;

      · Интеллектуальная-проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

      Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то таких этапов, как показывает отечественный исследователь А.А. Тюков, будет шесть.

      1.Рефлексивный вывод — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.

      2.Интенциональность (интенция- направленность)- направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.

      3.Первичная категоризация- выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование.

      4.Конструирование системы рефлексивных средств — выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.

      5.Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций.

      6.Объективизация рефлексивного описания — оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.

      В заключение опишем действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознания в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой.

      Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности.

      Возможен и несколько другой вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление.

      В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во- первых, тем, с каким своим Я идентифицируется человек: Я — познающим. Я — познаваемым, Я — идеальным и т.п., во- вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности:

      признает данное качество как свою сильную сторону;

      вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты;

      в тоже время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой. Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе;

      отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, сохраняются некоторые трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;

      обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.

      Понятно, что рефлексирование-это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. В тоже время именно рефлексия позволяет преодолеть недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься самопознанием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром.

      Итак, мы рассмотрели действие двух взаимосвязанных механизмов самопознания. Идентификация дает возможность уподобиться познаваемому в других и в себе, рефлексия — как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением причинно-следственных связей.[18]

      • 3. Особенности упражнений направленных на развитие рефлексии

      Рефлексия — это деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. Рефлексия — основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь «.

      Смысл всех существующих психотехник — достижение и поддержание высокой психической, духовной и физической формы по средствам направленного мысленного сосредоточения. Большинство программ, направленных на развитие рефлексии человека, основано на четырёх принципах или способах самопознания и саморегуляции.

      Вот те способы, которые помогают осознать и осмыслить свой внутренний мир:

      1. Релаксация.

      Релаксация — это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации — подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождения от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться. Релаксация необходима:

      — для подготовки тела и психики к углублённому самопознанию, самовнушению;

      — в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, требующих выдержки, самообладания;

      — в ответственных и трудных ситуациях, когда нужно сбросить страх, излишнее напряжение.

      Как необходимо расслабляюсь:

      Примите удобную позу (сидя в кресле), закройте глаза и начните делать глубокий брюшной вдох и медленно выдыхайте ртом, снимите накопленное напряжение, усталость, до тех пор, пока не достигнете внутреннего расслабления.

      2. Концентрация.

      Концентрация — это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием.

      Возможно сосредоточение внимания на предмете, на ощущениях, на эмоциях и чувствах.

      3. Визуализация.

      Визуализация — это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций.

      4. Самовнушение.

      Самовнушение — это создание установок, воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение — это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени.

      Чтобы развивать рефлексию необходимо учитывать все особенности упражнений и тренингов, направленных на ее развитие.

      • 4. Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии
          Автопортрет. Цель упражнения: — формирование умений распознавания незнакомой личности, — развитие навыков описания других людей по различным признакам.
        • Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты.
        • Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы «автопортрет» был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут.
        • По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.
        • Без маски. Цель упражнения: — снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; — формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я». Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек: «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня. «
        • «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это . «
        • «Иногда люди не понимают меня, потому что я . «
        • «Верю, что я . «
        • «Мне бывает стыдно, когда я . «
        • «Особенно меня раздражает, что я . » и т.п.»
        • Да. Цель упражнения: — совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
        • Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, » Странно, но я заметила за собой, что, когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа — «да».
        • Карусель. Цель упражнения: — формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; — развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
        • В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
        • Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
        • Примеры ситуаций:
        • _ Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече.
        • _ Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним.
        • _ Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
        • _ После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече.
        • Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
        • Качества. Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки. Каждый должен написать 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует обратить внимание на первые и последние качества.
        • Три имени. Цель упражнения: — развитие саморефлексии; — формирование установки на самопознание.
        • Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
        • Образно-рефлексивная процедура «Дерево». 1) Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?
        • 2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, тренер предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и . входит в него, становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?
        • 3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации.
        • Процедура «Рефлексия «Здесь и теперь». Назначение:
        • — знакомство с сутью процесса рефлексии;
        • — обработка навыка рефлексии.
        • Примечание: Процедура 3 — одна из тех, которые желательно использовать в начале и в конце каждой встречи.
        • 1. Ведущий предлагает каждому участнику выразить свое представление о происходящем с ним и с группой. Делать это можно в любой форме — вербально, невербально, рисунком на листе бумаги и др.
        • 2. Каждый из участников группы по семибальной шкале оценивает степень своей собственной усталости, активности и интереса к происходящему.
        • 3. После того, как эта процедура проделана, ведущий дает основные понятия рефлексивной работы.
        • Одним из способов развития рефлексии является танцевальная терапия.
        • Танец — это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец, прежде всего, требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения — человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца.
        • Сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец исполняется, чувства выражаются с помощью серии высокоструктурированных форм движений. Когда же танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации, и стилизация, делающая танец представлением или видом искусства, не играет роли. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм и для личной выразительности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок, полька.
        • Заключение Хотелось бы отметить, что вышеперечисленные теории в моем исследовании имеют очень важное значение для формирования комплексного представления о рефлексии.
        • 1.Из полученных теорий можно сделать вывод, что рефлексия — вершина сознания.
        • 2.Кроме того, можно сделать следующие выводы:
        • · она является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Рефлексия позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти свое место в жизни;
        • · рефлексия существенно отличается от сознания так как сознание есть знание о другом, а рефлексия — знание себя.
        • 3. Нет единого подхода в изучении рефлексии и ее компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того, происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовной сферах жизни.

        Подводя итог проделанной работе, следует сказать, что рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. По мере проведения исследования цели, поставленные передо мной, я достигла, задачи выполнила. Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней, выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные каждый из нас может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям.

        Я прикоснулась только к некоторым азам сложной и трудной науки познания себя и поняла, что работа над собой — это внутренняя организация всей жизни, это стиль и содержание жизни.

        1.Демина Л.Д., Ральникова И.А., учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности «. Барнаул, 2005

        2.Краткий психологический словарь// Под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского/ ред.-составитель Л.А. Карпенко, «Политиздат » М., 1985

        3.Левитес Д. «Хорошо ли мы работаем, когда думаем. Что работаем хорошо? » М., 2001

        4.Локк.Дж «Опыт о человеческом разуме «. Избр.филос. произведения. М.,1960

        5.Маралов В.Г. «Основы самопознания и саморазвития «. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений-М: Издательский центр «Академия «, 2001

        6.Мириманова М.С. «Рефлексия как системный механизм развития «. Методический сборник М., Народное образование, 2001, С 88-98 (в соавт.)

        7.Педагогический энциклопедический словарь

        8.Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.,1989,Т1

        9.Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач //Вопросы психологии 1983,

        10. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества //Вопросы психологии 1983

        11. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования //Вопросы психологии 1984

        12. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. «Психология рефлексии: проблемы и исследования «. М., 1983

        13. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении. Куйбышев, 1983

        14.Столин В.В. Самосознание личности. М.,1983

        15.Щедровицкий Г.П. Избранные труды. -М.,1995

        16. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. М.,1975

        17. Щедровицкий Г.П. «Коммуникация, деятельность, рефлексия «.- Алма-Ата, 1974

        Размещено на Allbest.ru

        Подобные документы

        Рефлексия и способы ее развития

        Общее понятие рефлексии. Рефлексия и ее роль в жизни человека. Особенности способов формирования и развития рефлексии. Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии. Рефлексия — вершина сознания. Констатирующий признак личности.

        Влияние рефлексии на коммуникативные способности подростка

        Понятие рефлексии в научном мире. Общение в подростковом возрасте. Роль рефлексии в подростковом возрасте. Экспериментальное исследование: влияние рефлексии на коммуникативные способности подростка. Констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

        Развитие рефлексии в отношении к миру у подростков, воспитывающихся в школе-интернате

        Анализ подходов к решению проблемы отношений личности к себе и к миру. Исследование сущности понятия и стадий развития рефлексии в отношении к миру. Методы и критерии развития рефлексии в отношении к миру у подростков, воспитывающихся в школе-интернате.

        Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности.

        Связь проектирования новых форм обучения с задачами целенаправленного формирования рефлексии. Проблема определения условий становления рефлексии в учебной деятельности. Определение рефлексии как способности осознавать собственную деятельность.

        Исследование способности к рефлексии и ее влияния на проявление креативности

        Освещение сущности рефлексии как механизма процесса саморегуляции в работах С.Ю. Степанова, И.Н. Семенова, Н.Г. Алексеева и Г.П. Щедрицкого. Понятие креативности; методы ее развития. Зависимость уровня творчества ребенка от его способности к рефлексии.

        • главная
        • рубрики
        • по алфавиту
        • вернуться в начало страницы
        • вернуться к началу текста
        • вернуться к подобным работам

        Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза Бережнова Ольга Викторовна

        Актуальность исследования обоснована необходимостью разработки педагогических основ рефлексивной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки как условия их личностного и профессионального саморазвития. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должна быть направлена на развитие личности, на создание условий для ее самоопределения и самореализации. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить направления в изучении феномена рефлексии: качество личности, обеспечивающее самодвижение и самопознание (А.Н.Леонтьев); субъект активности в жизнедеятельности (А.В.Петровский); практика сознания обнаруживать себя на разной степени и глубине осознания самости (В.И.Слободчиков); внутренний потенциал личности, обуславливающий его жизнедеятельность (Б.З.Вульфов, В.Н.Харькин); способность разумно направлять свою деятельность на самопознание (Ю.М.Романенко). Основное внимание ученых было обращено на освоение понятий «рефлексия», «механизмы развития рефлексии», при этом в меньшей степени разработана проблема рефлексивной деятельности как условия саморазвития студентов высшей школы. Рефлексия, включенная в учебную деятельность, является показателем субъектности и позволяет личности регулировать собственную активность, влиять на систему норм и стандартов, управлять познавательной и практической деятельностью.

        Актуализация ценностей и смыслов гуманистического образования обострила вопросы профессиональной культуры, педагогической методологии, где рефлексивной деятельности отводится особое место как интегрирующему механизму, обеспечивающему развитие творческого мышления и саморазвития личности. Рефлексивная деятельность является побудителем к

        самостоятельному творчеству, изобретательности, прогнозированию своего пути образования. Становление рефлексивной деятельности обусловлено внешними и внутренними факторами, где к первым относятся цели, содержание, технологии, педагогические задачи, средства учебной деятельности, а ко вторым — потребности быть конкурентоспособным, поиск личностных смыслов деятельности и своей жизни, интерес к профессии.

        В работах ряда ученых современная цель образования определяется как развитие творческой личности, способной к рефлексии, самореализации (Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов). Рефлексивная деятельность определяется как составляющая человека культуры, его гуманности, духовности, готового к профессиональной самоорганизации и саморазвитию, критерием которого является компетентность, личностный рост, образовательная траектория.

        Вопросы саморазвития личности нашли более широкое освещение в трудах отечественных психологов, изучавших понятие и процесс саморазвития личности (Л.С.Выготский, В.И.Слободчиков. Г.А.Цукерман, Д.И.Фельдштейн Д.Б.Эльконин и др.). Саморазвитие понималось как способность творить новые формы бытия, открывать собственное «Я». Процессы саморазвития позволяют индивидуализировать жизненный путь, осуществлять свободный выбор способов существования в этом мире, ориентируясь на жизненно значимые ценности. Именно процесс саморазвития обеспечивает человеку потребность и возможность стать человеком, носителем культуры, норм, ценностных взаимоотношений.

        Анализ современных педагогических исследований и практика отечественного гуманистического образования свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме саморазвития личности (Е.В.Бондаревская, И.А.Зимняя, С.В.Кульневич, Е.Н.Шиянов, М.И.Шилова и др.). Они рассматривают саморазвитие как конечную цель образования, как

        составляющую человека культуры. Современное гуманистическое образование призвано создавать пространство для самоосознания личностью самоценности, неповторимости и стремления к самореализации. По мнению Е.Н.Шиянова, самореализация выступает как проявление внутренней свободы, как адекватное управление собой в изменяющихся социальных условиях. Вместе с тем, выявлено ограниченное число обобщающих работ по данной проблеме, что значительно затрудняет разработку моделей образовательного процесса высшей школы как среды рефлексивной деятельности и саморазвития личности студентов, что актуализирует обозначенную нами проблему.

        Анализ философской, психолого-педагогической литературы, практики подготовки студентов по специальности «Экономика» позволил нам сформулировать проблему исследования, которая определяется противоречиями между возрастающими потребностями общества, государства в самоопределяющейся личности, с одной стороны, и недостаточностью теоретической и практической разработок педагогических основ рефлексивной деятельности как условия саморазвития личности в учебном процессе высшей школы, с другой стороны.

        Проблемы саморазвития студентов в процессе рефлексивной деятельности состоят в том, что в процессе учебной деятельности в оборот преподавателей и студентов, осваивающих специальность «Экономика» не вошли научные понятия гуманистической педагогики и психологии — «рефлексия», «саморазвитие», «Я»-концепция» и др. Слабо осуществляются интеграция педагогики и психологии, раскрывающих гуманистический и субъект-субъектный характер отношений преподавателей и студентов, в процесс изучения дисциплин экономического цикла. Учебный процесс вуза не в полной степени соответствует рефлексивно-диалоговым технологиям, обеспечивающим саморазвитие личности. Отмечается недостаточная профессиональная

        компетентность преподавателей в интеграции рефлексивной деятельности в процесс профессиональной подготовки студентов как условия их саморазвития.

        Рефлексивная деятельность является не только педагогической, но и государственной проблемой, так как развитие потребности личности в саморазвитии является основой для дальнейшего становления профессиональных компетенций и обучения «через всю жизнь». Создать в процессе профессиональной подготовки среду рефлексии и саморазвития каждого студента — это значит усилить гуманистическую сущность образовательного процесса высшей школы.

        Обозначенные проблемы определили тему исследования «Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза».

        Целью исследования: является разработка педагогических условий рефлексии и саморазвития студентов в процессе профессиональной подготовки.

        Объектом исследования является учебный процесс вуза, обеспечивающий развитие рефлексивной деятельности студентов и преподавателей.

        Предметом является рефлексивная деятельность преподавателей и студентов, обуславливающая саморазвитие личности.

        В ходе исследования определилась гипотеза: эффективность профессиональной подготовки студентов и их саморазвитие обеспечивается рядом условий, если:

        осуществляется интеграция учебно-познавательной и рефлексивной деятельности преподавателей и студентов на принципах приоритетности ценностно-смысловой основы рефлексии и саморазвития, интегративности и индивидуальности, результативности и эффективности, активности и самостоятельности, целостности и направленности;

        учебно-познавательная деятельность проектируется как рефлексивно-поисковая, рефлексивно-исследовательская, рефлексивно-игровая, рефлексивно-дискуссионная модели, отражающие профессиональные

        коммуникации, способы рефлексии, сотрудничества и саморазвития студентов и преподавателей;

        — преподаватели и студенты понимают смысл рефлексии (обеспечение индивидуального опыта, саморегуляции, продуктивной адаптации, коммуникации и др.) и саморазвития (в конкурентоспособности, развитии «Я»-концепции, самоопределении, культуре профессиональной деятельности, компетентности и др.) как личностную и профессиональную ценность;

        -преподаватель транслирует в учебный процесс правила, создающие среду рефлексивно-диалогового взаимодействия (образцы гуманных коммуникаций и доверия, личностная и профессиональная поддержка, стимулирование самостоятельности, стремление к социально-эмоциональному комфорту и согласию и др.);

        рефлексивно-творческие, рефлексивно-диалоговые, диалогово-побуждающие методы выступают доминирующими в процессе преподавания и стимулирующими студентов к рефлексии и саморазвитию.

        В соответствии с целью и гипотезой в работе ставились следующие задачи:

        1. Определить степень разработанности проблемы рефлексии и саморазвития в психолого-педагогических исследованиях;
        2. Определить понятия «рефлексия», «саморазвитие», «ценности саморазвития и рефлексии», их критерии и показатели;
        3. Разработать интегративную модель учебно-познавательной и рефлексивной деятельности как условие саморазвития студентов;
        4. Разработать и экспериментально апробировать педагогические условия организации рефлексивной деятельности, обеспечивающей саморазвитие студентов;

        5. Разработать методические рекомендации по организации рефлексивной деятельности как условия саморазвития студентов в образовательной среде вуза.

        Теоретико-методологической основой исследования являются
        положения: гуманистическое понимание сущности развития и саморазвития
        личности (В.С.Библер, И.Б.Котова, Г.Лэндрет, А.Маслоу, В.В.Сериков,
        В.И.Слободчиков, В.М.Филиппов, Д.И.Фельдштейн, Е.Н.Шиянов,

        Г.А.Цукерман и др.); рефлексия как механизм саморазвития и творческого самовыражения личности (Б.З.Вульфов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, Р.Роджерс, Ж.Пиаже, П.Тейяр де Шар ден, В.Н.Харькин, Э.Эриксон и др.); деятельность и общение как условие творческого саморазвития личности (Л.П.Буева, К.А.Абдульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн и др.); проектирование и моделирование как показатели’ профессиональной компетентности и творчества специалистов (М.И.Безрукова, Л.Л.Редько, Р.М.Чумичева и др.); ценности и смысла как внутренние механизмы саморазвития личности (И.В.Абакумова, А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, А.Г.Здравомыслов, И.А.Зимняя, С.В.Кульневич, Н.Д.Никандров, Е.Н.Шиянов и др.).

        К наиболее значимым методологическим положениям мы относим: необходимость изучения педагогических явлений в их развитии и изменении; изучение педагогической системы как целостного образования; единство рационального и эмоционального; комплексное использование методов исследования; педагогическую эффективность поисков, внедряемость результатов в практику.

        Наши исследования в значительной степени опираются на следующие современные теории: содержание профессионального образования как средство развития и саморазвития личности (Г.А.Бордовский, В.А.Болотов, Б.С.Гершунский, Т.Я.Гальперин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский, Н.К.Сергеев, В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков, Е.Н.Шиянов и др.); деятельности как условия развития личности (А.А.Бодалев Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, А.В.Петровский и др.); научного моделирования

        (В.Г.Афанасьев, А.Ф.Зотов, В.А.Караковский, и др.); психологии личности (А.Г.Асмолов, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, К.Юнг и др.); развития личности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, А.В.Петровский, А.И.Щербаков, и др.).

        Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов, который включает в себя: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы; методы опроса (беседа, анкетирование, интервьюирование), тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты; качественный и количественный анализ результатов.

        Организация, база и этапы исследования.

        Экспериментальная работа осуществлялась с 2000 по 2005 гг. на базе филиала Московского государственного университета коммерции в г.Пятигорске. Всего исследованием было охвачено 480 студентов, обучающихся по специальности «Экономика» и 24 преподавателя вуза.

        Исследования проводились в несколько этапов (2000-2005 гг.).

        На первом этапе исследования (2000-2001 гг.) был проведен анализ и дана оценка современного состояния проблемы в теории и практике педагогики. Изучалась и анализировалась философская, психологическая и педагогическая литература, определялся научный аппарат исследования.

        На втором этапе (2 001-2 003 гг.) осуществлялось моделирование интегрированной учебно-познавательной и рефлексивной деятельности как среды саморазвития личности. Уточнялись гипотеза и теоретические положения. Разрабатывались и теоретически обосновывались педагогические основы рефлексивной деятельности, обеспечивающие саморазвитие студентов, разрабатывалась методика изучения состояния рефлексивной деятельности в образовательном пространстве вуза и уровень саморазвития студентов в

        профессиональной подготовке; проводилась экспертная оценка рефлексивной деятельности студентов и преподавателей вуза.

        На третьем этапе исследования (2003-2005гг.) апробировалась интегрированная модель учебно-познавательной и рефлексивной деятельности как среды коммуникаций, сотрудничества, саморазвития личности студентов и преподавателей; вводились педагогические основы рефлексивной деятельности в образовательное пространство вуза; углублялись теоретические положения; обобщались, обрабатывались и систематизировались результаты научного исследования; осуществлялось внедрение результатов в практику. Разрабатывались методические рекомендации по педагогическим основам рефлексивной деятельности студентов как условия их саморазвития; оформлялся текст диссертации.

        На защиту выносятся следующие положения: 1. Понятия: «саморазвитие как процесс самодвижения личности в образовательной траектории к профессиональным компетенциям и осознание своей ценности»; «ценности саморазвития определяются видением жизненного пути самоопределения, продуктивной социальной адаптацией, достижением качества профессиональных компетенций, в получении суверенного права самообразования»; «рефлексия как показатель субъектности и способности студентов идентифицировать и соотносить себя с идеальным образом компетентного специалиста»; «ценности рефлексии состоят в самопознании, самопорождении и открытии личностных смыслов своего образа «Я» -личность-профессионал, в оперативном корректировании траектории развития, в обеспечении индивидуального стиля творческой деятельности, в определении и осознании смысложизненных целей и знаний как средств самоутверждения»; «рефлексивная деятельность как условие, обеспечивающее самопознание смысла своей деятельности и самореализацию себя как компетентного специалиста в будущем профессиональном пространстве»;

        2. Интегрированная модель учебно-познавательной и рефлексивной деятельности как среда профессиональных коммуникаций, рефлексии, сотрудничества и саморазвития студентов и преподавателей. Ценности рефлексии и саморазвития определили ядро модели и ее целевые установки. Интеграция рефлексивной деятельности в различные виды учебно-познавательной и самостоятельной деятельности обеспечивала развитие самооценок, самоутверждений, креативного типа мышления, осознание смыслозначимых ценностей будущей профессии, потребность в развитии профессиональных компетенций и др. Модель строилась на принципах: приоритетности рефлексии, побуждающей студентов к самонаблюдению, самоанализу, самоконтролю; интегративности, обеспечивающей всех видов деятельности в образовательном процессе вуза на основе осознания ценностей и смыслов рефлексии; практической результативности, обуславливающей становление потребностей в саморазвитии как пути достижения целей; активности, определяющий личность студента ; основным ядром образовательной среды и актуализирующий его ценности и смыслы в процессе рефлексии и саморазвития, регулирующие собственную активность личности и обуславливающие становление конкурентоспособности. Она включала модели учебно-познавательной деятельности — рефлексивно-поисковую, рефлексивно-исследовательскую, рефлексивно-игровую, рефлексивно-дискуссионную, в которых методы — рефлексивно-творческие, рефлексивно-диалоговые, диалогово-побуждающие стимулировали студентов к саморазвитию.

        1. В ходе эксперимента разработаны и апробированы различные интегрированные модели учебно-познавательной деятельности, имеющие специфическую направленность: рефлексивно-поисковая — обеспечивала достижение цели в развитии культуры рефлексивного мышления; основ дискуссионной культуры; речевых коммуникаций; интеллектуальных и социальных способностей в организации совместной деятельности;

        рефлексивно-исследовательская — направлена на развитие познавательной рефлексии и методологической культуры на основе самооценки суждений, умозаключений и т.п.; самоконтроля; самопознания; причинно-следственных связей и отношений в изучаемых явлениях; рефлексивно-игровая — направлена на развитие потребности в профессиональной самореализации, становление культуры профессиональной деятельности, освоение социальных ролей и средств конкурентоспособности; рефлексивно-дискуссионная — ориентирована на развитие самокритичности, рефлексивной и дискуссионной культуры, на постижение личностных и профессиональных смыслов саморазвития.

        4. Интегрированные модели учебно-познавательной и рефлексивной деятельности реализовывались методами: рефлексивно-творческими, рефлексивно-диалоговыми, диалогово-побуждающими, каждый из которых имел четкую целевую направленность. Рефлексивно-творческие методы обеспечивали поиск ценностей и смыслов рефлексии, саморазвития и значимости профессиональной деятельности в жизни человека, образовательное пространство творческого самодвижения, творческой самореализации, свободы в самоутверждении. Рефлексивно-диалоговые методы направлены на развитие целеустремленности, мотивационно-потребностной сферы, активности студентов. Диалогово-побуждающие технологии обеспечивали развитие творческой активной позиции и компетентности как способности переносить имеющиеся знания из одной сферы деятельности в другую (из учебной в самостоятельную), профессионально- речевых коммуникаций, умений адаптироваться и встраиваться в социальную группу.

        Защищаемые положения определяют научную новизну и теоретическую значимость исследования, которые заключаются в:

        -определении понятий: «саморазвитие как процесс самодвижения личности в образовательной траектории к профессиональным компетенциям и осознание своей ценности»; «рефлексия как способность идентифицировать и соотносить

        себя с идеальным образом компетентного специалиста»; «рефлексивная деятельность как условие, обеспечивающее самопознание смысла своей деятельности и самореализацию себя как компетентного специалиста в будущем профессиональном пространстве»;

        -определении ценностей рефлексии (открытие личностных смыслов и порождения нового образа «Я» — личность-профессионал, ценностное осмысление жизни своего «Я», самоопределения в смысложизненных целях и др.) и саморазвития (индивидуальный жизненный путь самоопределения, способ обретения личностью человеческой сущности, показатель профессиональной зрелости, профессиональной культуры, качества профессиональной компетентности, суверенное право выбора индивидуальной траектории и др.) в профессиональной подготовке студентов;

        -разработке интегрированной модели учебно-познавательной и рефлексивной деятельности как среды профессиональных коммуникаций, рефлексии, сотрудничества и саморазвития студентов и преподавателей (ценностно-смысловые ориентиры как целеполагание и ядро модели, содержание рефлексивной деятельности, средства коммуникации, виды деятельности — рефлексивно-поисковая, рефлексивно-исследовательская, рефлексивно-игровая, рефлексивно-дискуссионная);

        -определены принципы построение интегрированной модели учебно-познавательной и рефлексивной деятельности: приоритетности ценностно-смысловой основы рефлексии и саморазвития, интегративности и индивидуальности, результативности и эффективности, активности и самостоятельности, целостности и направленности.

        Практическая значимость исследования заключается в разработке: педагогических условий развития рефлексии и саморазвития студентов — интегративная модель учебно-познавательной и рефлексивной деятельности, формы организации рефлексивно-поисковой, рефлексивно-исследовательской,

        рефлексивно-игровой, рефлексивно-дискуссионной деятельности; рефлексивно-творческих, рефлексивно-диалоговых, диалогово-побуждающих методов, стимулирующих студентов к саморазвитию; программы спецкурса «Рефлексивная деятельность как условие саморазвития будущего специалиста», дополняющая программу учебного курса «Психология’ и педагогика» для студентов дневного и вечернего отделения, обучающихся по специальности «Экономика»; методических рекомендаций по организации рефлексивной деятельности как условия саморазвития студентов в образовательной среде вуза.

        Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечивается анализом современных достижений психолого-педагогической науки, выбором методов, адекватных предмету и задачам исследования, повторяемостью результатов эксперимента на различных этапах, результативностью прикладных разработок.

        Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в печати, выступлений на международной научно-практической конференции по проблеме образования и культуры (г.Санкт-Петербург, 2000г.), на межвузовских конференциях по проблемам развития личности в системе высшего профессионального образования (гг.Ростов-на-Дону, Волгоград 2003-2004гг.), на педагогических чтениях ЮО РАО (гг.Нальчик, 2004г., Волгоград, 2005г.); отчетов на Ученом совете Московского государственного университета коммерции (2002г.), на заседаниях кафедры педагогики (2003-2005 гг.).

        Основные результаты проведенного исследования используются в процессе профессиональной подготовки специалистов в РГПУ, СГПИ, КБГУ, НГПИ. Разработанная программа спецкурса введена в учебный процесс высшей школы, а также в процесс повышения квалификации и переподготовки кадров, занятых в сфере экономики и управления.

        Рефлексия как условие саморазвития личности

        Гуманизация образования, осознаваемая сегодня как путь гуманизации мира и его самостабилизации, ставит ученых перед необходимостью поиска фундаментальной идеи, которая бы «подняла», вытянула этот процесс и личность на уровень саморазвития и самореализации. Среди выдвигаемых идей гуманитаризации образования, его фундаментализацйи, регионализации, педагогической деятельности как взаимодействия субъектов педагогического процесса и т.п., наиболее значимой, на наш взгляд, представляется идея, ориентированная на личностное саморазвитие обучающихся и обучающих на основе их рефлексивной деятельности.

        Понятие «рефлексия» (лат. reflexio) означает обращение назад к основанию, отражение; существенное и принципиальное действие разума по возвращению к себе самому благодаря отражению от границы, полагаемой между ним и миром в процессе познания. По мнению Ю.М.Романенко, рефлексия есть способность разума направлять и приводить себя в единство в процессе взаимодействия с многообразием отдельных вещей. Рефлексируя условия и результаты познания внешнего мира, человек приходит к внутреннему самопознанию. Начальный момент действия рефлексии становится возможным при достижении такого предела измененных состояний (флексий) ума, когда он стремится возвратить и возобновить свою самотождественность и целостность в ситуациях изумления (удивления) перед вновь возникшими вещами. Благодаря рефлексии у человека возникает новый образ познанной вещи, благодаря чему возникает мысленный образ, или идея. Рефлексия является принципом внутреннего самодвижения в познавательной деятельности. Процесс рефлексии являет собой взаимоотражение познающего и познаваемого друг в друге, что приводит к творческому саморазвитию личности.

        В исследовании Ю.М.Романенко изучается понятие «рефлексия» в античной философии. Предпосылкой рефлексии в архаическом мышлении (на тотемистическом этапе) является мифологический «механизм» оборотничества— миметического обращения с образами других существ посредством перевоплощения в их тела. Понятие рефлексии начинает оформляться в историко-философском процессе с началом установления автономности разума, включающего в себя в качестве предпосылки рефлексию. Натурфилософы-досократики выдвинули научную догадку о роли рефлексии в осуществлении целостного космоса, а также нахождение человеком, благодаря рефлексии, своего места в космосе. Рефлексивный «поиск самого себя» интерпретировался пифагорейцами как «уподобление богу в меру сил» (Геракл). О рефлексии как неподвижном Уме-Перводвигателе, мыслящем самого себя; как «мышления мышления» упоминал Аристотель, а о предмете и как методе познания самого себя — Стагирит.

        В философии Сократа обращается внимание на гносеологический, психологический и этический аспекты проблемы рефлексии. Согласно Сократу, рефлексия служит способом возвращения в глубины памяти к идеям как творящим первообразам вещей. В понимании Сократа, самопознание является добродетелью, а рефлексия трактуется как категория этики и педагогики (пайдейи), занимающейся исправлением искажений идеального состояния души, естественно возникающих в результате ее общения с телом.

        Платон продолжает гносеологическую тенденцию Сократа, констатируя наличие рефлексии в акте «знания знания», когда знание обращено на самое себя. Вместе с тем Платон сумел обогатить учение о рефлексии, объединив посылки космологического интуитивизма натурфилософов и софистическо-сократовского дискурса, в результате чего сложилась его позитивная концепция диалектики, в которой существенную системообразующую роль играет рефлексия.

        В неоплатонических системах рефлексия представлена в контексте принципа всеединства, выражающем предельную интеллектуальную интуицию отражения всего во всем. В платоновской антропологии рефлексия (вхождение в себя) соотносится с экстазисом (выхождением из себя)— единением с Единым, обретением состояния, в котором персональное имманентное единство спекулятивно совпадает по сущности с трансцендентным всекосмическим единством.

        Для стоицизма характерно представление рефлексии в едином космическом цикле огненного дыхания пневмы. В этом выражался этический идеал духовной свободы личности, что позволяло достичь внутреннего самодавления (автаркии) и бесстрастия (апатии).

        Рефлексия в философии Эпикура представляется в теории чувственного познания, где разум выполняет служебную роль. В доктрине Эпикура отразился образ индивидуального человека эпохи эллинизма, для которого свобода выступала целью жизни мудреца. Рефлексия приобретает черты экзистенциального, жизненно-практического смысла— для счастья человеку достаточно самого себя.

        Особенности рефлексии и саморазвития студентов первокурсников

        Констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление особенностей рефлексии студентов и их потребности к саморазвитию. Задачи эксперимента:

        1. Выявить характер и уровни саморазвития студентов.

        2. Определить особенности и уровни рефлексии первокурсников.

        3. Разработать критерии, показатели и уровни саморазвития и рефлексии студентов.

        Первая задача решалась с помощью методики «Направленность личности» — на себя, на взаимоотношения и на задания — деловая направленность. (В.Смекайл, М Кучер), что позволило выявить представления студентов о направленности на будущую профессиональную деятельность, на потребность приобретения индивидуального стиля, способность поддерживать корректные взаимоотношений при выполнении совместной деятельности; степень интенсивности, с которой студент выполняет работу и решает свои проблемы (См. приложение№ 1). Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич) позволила выявить ориентиры, определяющие направления саморазвития студентов (выбор жизненного пути, индивидуальная траектория саморазвития, перспективы карьерного роста, конкурентоспособность и др.) (См. приложение№ 2). Опросники для оценки своего упорства, для оценки своей настойчивости (Е.П.Ильин, Е.К.Фещенко. См. приложение №5-6) выявляли результативность саморазвития, направленность на саморазвитие. Вторая задача, связанная с изучением уровня рефлексии студентов, решалась методами самонаблюдения, анкеты, опросника, тестом «Я-концепция творческого саморазвития» (Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич «Педагогика»). (См. приложение №3), тестом «Самооценка силы воли» (Н.Н.Обозов. См. приложение №4),

        В содержание анкеты и самонаблюдения были внесены следующие вопросы:

        1. Какие будущие профессиональные цели Вы ставите перед собой?

        2. Какие качества (личностные и профессиональные) позволят Вам их достичь?

        3. Какие Ваши личностные проблемы могут помешать достижению поставленной цели?

        4. Какие цели достойны Вашей личности?

        5. Почему они для Вас ценны и имеют смысл?

        6. Какие профессиональные качества Вам необходимо развивать, чтобы стать конкурентоспособным специалистом?

        7. На какие правила жизни необходимо опираться, чтобы обеспечить постоянное саморазвитие?

        8. Какие задачи саморазвития Вы ставите перед собой?

        9. Что Вы делаете самостоятельно для обеспечения своего саморазвития? (самоконтроль, самооценка, самостоятельность в принятии решений).

        10. Какие Вы видите со стороны свои лучшие качества (личностные, и как будущего профессионала)?

        11. Какую информацию Вы получили о себе в результате самонаблюдения как основу для творческого саморазвития?

        12. Каким способом Вы собираете недостающую информацию?

        13. Как Вы проверяете правильность выполненных заданий? Опросник был направлен на изучение характера двусторонних отношений преподаватель — студент, проявленных в процессе учебно-познавательной деятельности. Опросник включал следующие вопросы:

        1. Выберите позитивный характер отношений преподавателя к студентам и студентов к преподавателю во время учебных занятий: объективно-требовательный, тактично-побуждающий, рефлексивно-оценивающий.

        2. Выберите неудовлетворительный характер отношений преподавателя к студентам и студентов к преподавателю во время учебных занятий: критично-саркастический, авторитарно-подчиняющий, нейтрально-безразличный.

        Динамика рефлексии и саморазвития студентов в процессе профессиональной подготовки

        На формирующем этапе эксперимента была поставлена цель: разработать педагогические условия, обеспечивающие развитие рефлексии студентов, побуждающей их к саморазвитию.

        Задачи данного этапа эксперимента.

        1. Создать и апробировать интегрированную модель учебно-познавательной и рефлексивной деятельности как среды профессиональных коммуникаций, рефлексии и саморазвития, позволяющих студентам выявить их ценности и смыслы.

        2. Разработать и апробировать модели видов деятельности: рефлексивно-поисковой, рефлексивно-исследовательской, рефлексивно-игровой, рефлексивно-дискуссионной.

        3. Разработать рефлексивно-творческие, рефлексивно-диалоговые, диалогово-побуждающие методы, стимулирующие рефлексивную деятельность студентов и саморазвитие.

        4. Выявить динамику рефлексии и саморазвития студентов.

        В ходе эксперимента была разработана и апробирована интегрированная модель учебной и рефлексивной деятельности, представляющая среду профессиональных коммуникаций, рефлексии, сотрудничества и саморазвития студентов и преподавателей. Цель данной модели направлена на развитие рефлексии, стимулирующей студентов к саморазвитию Интегрированная модель строилась на принципах: приоритетности рефлексии, побуждающей студентов к самонаблюдению, самоанализу, самоконтролю; интегративности, обеспечивающей всех видов деятельности в образовательном процессе вуза на основе осознания ценностей и смыслов рефлексии; практической результативности, обуславливающей становление потребностей в саморазвитии как пути достижения целей; активности, определяющий личность студента основным ядром образовательной среды и актуализирующий его ценности и смыслы в процессе рефлексии и саморазвития, регулирующие собственную активность личности и обуславливающие становление конкурентоспособности. Основными составляющими модели выступили интегрированные виды деятельности — рефлексивная, учебно-познавательная, самостоятельная, придающие образовательной среде вуза целостность и направленность.

        Рефлексивная деятельность понимается нами как условие саморазвития, показатель личностных и профессиональных ценностей и смыслов, проявляющая индивидуальный опыт изучения содержания профессиональной сферы и систему способов самоанализа, самопрогнозирования, самоконтроля, самооценки, свободы выбора средств достижения результатов. Она включает обмен рефлексивным опытом преподавателя и студента, принятие противоположных точек зрения в противоречивых ситуациях, поиск источника нового знания, необходимого для разрешения ситуации, раскрывает статусно-ролевые («Я-реальный», «Я-идеальный») и профессионально-личностные качества субъектов рефлексии.

        Учебно-познавательная деятельность, в которую интегрирована рефлексивная, представляет собой проблемно-поисковую среду, где в процессе сотрудничества и рефлексивного творчества раскрываются личностные потенциальные возможности преподавателей и студентов, осознаются ценности личностной и корпоративной культуры, обеспечивается саморегуляция активности и слаженность деятельности и достижение качественного результата. Целостность и направленность, представленных в модели видов деятельности, обеспечивается ценностно-смысловой основой рефлексии и саморазвития, рефлексивно-диалоговыми методами, побуждающими студентов к самооценке и саморазвитию. В нашем исследовании были обозначены ценности рефлексии и саморазвития, которые принимались преподавателями и студентами в качестве личностных и профессиональных смыслов, обуславливающих направленность учебно-познавательной, самостоятельной деятельности и потребности к саморазвитию студентов как условию становления их конкурентоспособности и компетенции.

        Интеграция учебно-познавательной и рефлексивной деятельности позволяет студентам осознать ценности рефлексии, выступившие основным ядром представленной модели: возможность самопознания своего «Я» и порождения нового образа «Я» — личность-профессионал; оперативно корректировать путь профессионально-личностного развития и обрести внутреннее равновесие; создавать индивидуальный стиль творческой профессиональной деятельности; ценностное осмысление жизни своего «Я», личных и профессиональных действий, смысла профессиональной деятельности в своей жизни в сообществе других; саморазвития, самодвижения, самоконтроля, самооценки, самоуважения, самоутверждения, самоопределения в смысложизненных целях и реализации собственной стратегии жизни; самостоятельно осознать смысл противоречий как источника знаний и самоорганизации.

        Источник https://revolution.allbest.ru/psychology/00564108_0.html

        Источник http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/refleksivnaja-dejatelnost-kak-pedagogicheskoe-uslovie-samorazvitija-studentov-vuza.html

        Источник

        Читать статью  7 правил ведения дневника успеха и достижений для саморазвития

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *