Любовь как основа построения супружеских отношений кратко

Содержание

Любовь как основа построения супружеских отношений кратко

Добрый день, дорогие домоседы. Каждый из нас вступая в брак, надеется, что ему удастся построить крепкие и счастливые взаимоотношения. Но, далеко не всем удается это сделать. Почему так происходит и на чем стоит основывать семейные отношения?

Очень важно узнать ответ на этот вопрос, чтобы можно было построить крепкую семью, которая способна выстоять вопреки всем проблемам, разлукам и невзгодам. Что представляют собой основы семейных отношений? Давайте разберем этот вопрос.

На чем основываются семейные отношения?

Семья – это долгосрочные, планомерно развивающиеся отношения, которые имеют под собой определенный фундамент, укреплением которого стоит заниматься ежедневно.

Основами семейных отношений можно назвать то, что невозможно из них убрать, то есть то, без чего они перестанут существовать. Давайте рассмотрим, на чем основываются семейные взаимоотношения.

Любовь

Именно любовь рассмотрим первой в списке основ счастливых семейных отношений, потому что она является базой для построения гармоничных, а главное счастливых контактов в семье.

Проблема только в том, что многие рассматривают любовь только как чувство, а она на самом деле содержит в себе более глубокий смысл. Чувство – это только одно из проявлений любви.

Это вовсе не означает, что пропала любовь. Нет, наоборот – любовь она строится и крепнет, в отличие от влюбленности. Влюбленность и эйфория – это не лучшие основы семейных отношений. Вот важные понятия, характеризующие любовь.

  • Любовь – это безусловное принятие.
  • Любовь – это принятое решение, посвятить себя человеку.
  • Любовь – это умение жертвовать собой.
  • Любовь – это преданность и верность.
  • Любовь – это умение ставить потребности другого человека, превыше своих.

Доверие

Следующим в списке мы рассмотрим доверие. Очень многое зависит от того, как много вы делаете для построения и укрепления доверия в вашей семье. От этого можно сказать зависит – будет ли будущее у ваших отношений.

Доверие в семье стоит беречь сильнее всего. Что самое интересно, доверие является очень хрупким и нужно немного для того, чтобы разрушить его.

Но, если вы захотите восстановить доверие, которое было ранее разрушено, на это непростое дело у вас могут уйти не годы, а даже десятилетия. Хотя, бывает по-разному. Вот несколько обязательных составляющих доверия.

  • Доверие строится на честности партнеров по отношению друг к другу и к окружающим. Если вы говорите правду своему партнеру, но при этом врете остальным – он также не сможет доверять вам стопроцентно. Если вы с легкостью обманываете окружающих людей, где гарантия того, что не обманете самого близкого?
  • Доверие также подразумевает абсолютную искренность, потому что открываться человеку, который не открывается сам, просто невозможно. Помимо этого, закрытость свидетельствует о том, что человек хочет что-то скрыть, а значит обмануть. Недоговаривать в семейных союзах – это то же самое, что обманывать.
  • Доверие также строиться на умении сдерживать свои слова и жить тем, о чем вы говорите. Если ваши поступки расходятся со словами – вы не сможете завоевать доверие.

Уважение

Основы семейных отношений также включают такое понятие, как уважение. На самом деле уважение – это комплексное понятие, которое имеет много различных граней. Без взаимного уважения семейные отношения не смогут быть гармоничными и приносить радость.

Счастливые отношения в семье – это такие, где есть высокий уровень уважения, которое выражается в различных формах. Уважение – это абсолютное принятие всех привычек своего партнера, признание достоинств и обязательно почтительное уважение к своему партнеру.

Уважение в семье не зависит от заслуг кого-то из партнеров, но тем не менее их наличие способно укреплять взаимоуважение в семье.

Уважение исключает появление в семейных взаимоотношениях таких явлений, как попытки перевоспитывать друг друга, изменить определенные черты характера, навязать свою точку зрения, манипулировать.

Общие цели и виденье

Очень важной, даже фундаментальной составляющей гармоничных семейных отношений, является наличие общих целей. Очень важно чтобы супруги имели общее виденье будущего. Невозможно двум людям объединиться, если они вместе не стремятся к одним и тем же целям, или же вообще – движутся в разных направлениях.

Для того, чтобы создать и развивать семейные отношения, мужчина и женщина должны быть изначально объединены одной общей целью.

Конечно же, у них могут быть разные виды деятельности, разные профессии, вкусы, предпочтения, но в главных вопросах – они должны быть согласны друг с другом. На этом основывается семейная жизнь.

Невозможно будет достичь гармонии, если мужчина предпочитает свободную жизнь, без детей, планирует много путешествовать, и каждый день узнавать что-то новое, а женщина мечтает об уютном домике на берегу реки, рождении и воспитании детей.

Важно чтобы базовые понятия и виденье будущего совпадало – это будет лучшей основой для построения долгосрочных, гармоничных и счастливых семейных уз. Общие цели и виденье – это основы семейных отношений, которые обеспечивают их развитие.

Взаимная поддержка

Еще одна вещь, которая обязательно должна присутствовать в семьях – это взаимная поддержка. Это базовая составляющая близких взаимоотношений, любого типа.

Изначально этот элемент может присутствовать в отношениях не в той степени, в которой хотелось бы супругам, но он имеет тенденцию развиваться со временем, пропорционально развитию и росту взаимоотношений.

Каждая ситуация, которая позволяет супругам проявить поддержку, укрепляет эту основу семейных отношений.

Взаимопонимание

Это образно конечно – даже общаясь на одном языке, люди могут не достигать взаимопонимания, а если его нет – семьи просто напросто разрушаются. Взаимопонимание зависит от многих факторов. Одинаковый уровень зрелости партнеров, сходные системы ценностей, списки приоритетов, жизненные позиции.

Традиции

Также входят в основы семейных отношений традиции, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции могут быть, как перенесенными из родительских домов, каждого из супругов, так и сформированными непосредственно в молодой семье.

Очень важно хранить, формировать, развивать и поддерживать семейные традиции, которые не только укрепляют взаимоотношения в семье, но помогают также налаживать связь между представителями различных поколений, объединяют всех членов семьи.

Каждая семья может иметь свои неподражаемые традиции – в этом есть особенная радость! 🙂

Служение друг другу

Кто-то это называет заботой, кто-то служением, а кто-то не называет никак, а просто берет и делает. Служение друг другу в семье должно распространяться не только на супружеские связи, но на абсолютно всех членов семьи. Каждый из членов семьи делает что-то для другого.

Например, мужчина покупает продукты, хотя сам слишком устал после работы – он это делает для того, чтобы его женщина не носила тяжести. В то же время женщина ему готовит ужин, выглаживает рубашку чтобы он мог дома отдохнуть.

Семья, в которой есть привычка заботиться друг о друге – это здоровая атмосфера для воспитания детей.

Воспитания лишенных не здравого эгоизма личностей, способных на жертвенность и благородство, которые не будут жить только для себя и в будущем смогут сделать счастливым того человека, который будет рядом с ними.

Как укреплять основы семейных отношений?

Работать над укреплением основ семейных отношений очень важно, причем начинать это делать необходимо уже с первых дней создания союза. Как укреплять семью?

Что делать для того, чтобы чувства развивались и приносили удовольствие и счастьем двоим партнерам? Давайте рассмотрим советы, которые вам помогут.

Поддерживайте, укрепляйте и развивайте любовь, и прочие основы семейных отношений. Заботьтесь о том, чтобы наблюдался качественный рост вашей связи, а это возможно только при условии ежедневной усилий и работы над отношениями, со стороны двоих супругов.

Вам понравились эти советы? Поставьте лайк , оцените наш труд.

Подписывайтесь на канал «Сосед-Домосед» — впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.

  • /
  • /
  • /
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования

Также в разделе:

Традиционная психология: Россия

Традиционная психология: зарубеж

Гуманистическая психология

Психоанализ

Научная психология

Коллеги-эзотерики

Анонсы тренингов

Перспективное расписание

Тренинги коллег

Мои книги

Цитата момента

Книга момента

Кто сказал, что свои фигуры менее опасны, чем фигуры противника? Вздор, свои фигуры гораздо более опасны, чем фигуры противника. Кто сказал, что короля надо беречь и уводить из-под шаха? Вздор, нет таких королей, которых нельзя было бы при необходимости заменить каким-нибудь конем или даже пешкой.

Фото момента

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЬИ. СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

§ 1. Семья как целостная система

В рамках системного подхода [Minuchin, 1974; Сатир, 1992; Olson, 1993] семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. Границы семейной системы определяются взаимоотношениями между семьей и ее ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы) [Minuchin, 1974]. Семья включает две основные подсистемы: подсистему супружеских отношений и подсистему детско-родительских отношений. Между супружеской и детско-родительской подсистемами существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. Когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений (отношений братьев и сестер). Степень жесткости/прозрачности границ определяет открытость (закрытость) семейной системы и каждой из подсистем. Жесткость границ меняется на протяжении жизненного цикла семьи, отвечая задачам развития семьи и вновь возникающим ее функциям. Подвижность и гибкость границ семейной системы является важной характеристикой, обеспечивающей возможность быстрой адаптивной перестройки семейного руководства, перераспределения семейных ролей и выработки новых стандартов ролевого поведения.

Читать статью  Брак без любви: как научиться жить в нем и стоит ли сохранять семью

Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи. Характеристики семьи подразделяются на объективные, субъективные и интегральную.

Объективные характеристики функционирования семьи:

  • особенности эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения семьи и супружеских отношений;
  • мотивация брака;
  • главенство и ролевая структура семьи;
  • особенности коммуникации в семье;
  • способность семьи к разрешению проблемных ситуаций.

Субъективные характеристики:

Интегральная характеристика:

Известная модель Макмастера постулирует шесть основных параметров функционирования семьи [см.: Epstein et al., 1978]:

  • способность семьи к разрешению как инструментальных, так и аффективных проблем, обеспечивающая эффективное ее функционирование;
  • коммуникация как открытый и направленный обмен деловой и аффективной информацией между членами семьи;
  • ролевая структура, определяющая роли как повторяющиеся модели поведения, выполнение которых членами семьи обеспечивает удовлетворение общих базовых потребностей, распределение ролей и обязанностей, установление соответствующих границ семейной системы;
  • эмоциональная отзывчивость как индивидуальная способность членов семьи к сопереживанию и выражению соответствующего диапазона чувств различного содержания и интенсивности;
  • аффективная вовлеченность, определяющая степень заинтересованности и ценностной значимости членов семьи друг для друга;
  • поведенческий контроль, определяющий правила и стандарты поведения, обязательные для всех членов семьи.

Общая оценка эффективности функционирования семьи основывается на успешности решения задач в каждой из выделенных сфер, но ни в коем случае не является их простой линейной комбинацией.

С. Минухин [Minuchin, 1974] выделяет три существенных аспекта семейной организации: иерархия в родительской подсистеме, характер эмоциональной связи в ней, стиль взаимодействия и общения.

§ 2. Характер эмоциональных связей в семье.
Любовь как основа построения супружеских отношений

Попытки интерпретации любви как психологической реальности предпринимались в классическом психоанализе (З. Фрейд), неопсихоанализе (К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм), эго-психологии (Э. Эриксон), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), экзистенциальной психологии (Р. Мэй), в рамках социально-психологических исследований в связи с проблемой аттракции.

Любовь как эмоциональный процесс характеризуется с точки зрения интенсивности, продолжительности, степени осознанности, функций, мотивации, генезиса.

Воздействие любви на человека может быть двояким: как стеническая эмоция, любовь мобилизует, повышает жизненный тонус; как астеническая эмоция, любовь ведет к снижению жизненного тонуса, замыканию, уходу в себя. Соответственно, можно проследить два сценария воздействия любви на личность: пессимистический и оптимистический. Пессимистический сценарий основывается на предположении о том, что любовь делает человека зависимым от объекта любви (того, кого любим), приводит к возрастанию тревожности (как реакции на угрозу лишиться объекта любви), создает препятствия для самореализации и личностного роста. Оптимистический сценарий предполагает личностный рост в условиях реализации межличностных отношений со значимым Другим, снижение тревожности, формирование личностной независимости [Гозман, 1987]. Поистине любовь всесильна! Конкретное воплощение в жизнь того или иного сценария определяется содержанием деятельности, реализуемой субъектом любви в отношении ее объекта.

Итак, любовь может рассматриваться как эмоциональный процесс, имеющий свой объект; как особый вид деятельности, проявление активности субъекта; как предметное чувство, имеющее генезис и свою динамику развития, допускающую смену объекта. Любовь выражает мировосприятие личности и ее отношение к миру в пределах от базового доверия и открытости до тотальной к нему враждебности и недоверия (Э. Эриксон).

Любовь в истории человечества проходит сложный путь эволюции и развития [Кон, 1989; Lampert, 1997]. Любовь человека имеет культурно-историческую природу и представляет собой высшую форму человеческой близости, обеспечивающую оптимальные психологические условия для личностного развития и самореализации каждого из партнеров.

В онтогенетическом развитии любовь как особый тип отношений между двумя людьми последовательно проходит три стадии: стадию привязанности как симбиотической связи субъекта и объекта, стадию дифференциации и стадию автономизации и индивидуализации. На стадии привязанности как симбиоза доминируют аутоэротизм и первичный нарциссизм. Здесь отсутствуют собственно межличностные отношения, два существа слиты в неразрывном единстве, границы личности не определены. На второй стадии происходит дифференциация партнеров, впервые возникает задача установления межличностных отношений на основе усвоения культурных норм, правил и ценностей. Однако эмоциональные связи строятся на основе глобального отождествления, не предполагая целостности и автономии личности. На третьей стадии обеспечивается достижение эмоциональной автономности, достигаемой лишь в подростковом или юношеском возрасте. На базе автономизации личности формируется эго-идентичность и происходит осознание себя как целостности и индивидуальности. Межличностные отношения строятся осознанно и произвольно. Открывается возможность установления подлинной близости и интимности, формируются зрелые формы любви (Э. Эриксон). Однако стадия эмоциональной автономности достигается далеко не всегда, следствием чего становится возникновение проблем в межличностных отношениях в семье.

Одной из наиболее интересных и содержательных попыток психологического анализа любви является теория Э. Фромма [1990], который считал любовь ядром человеческого существования. Любовь рассматривалась им как способ противодействия обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потере гармонии с миром. Из возможных путей преодоления одиночества — конформизма и соглашательства, труда и развлечений, плодотворной творческой активности в сотрудничестве с другими людьми и любви — психологически оправданными являются лишь два последних. Однако в рыночном обществе потребления, где человек оказывается отчужден от продуктов своего труда, активная творческая деятельность и сотрудничество оказываются невозможными. Второй путь обретения гармонии человека с природой и миром — путь любви — признается единственно возможным и универсальным. В силу своей биологической природы и полярности полов в эротической любви человек направлен на реинтеграцию с природой через полное слияние и соединение с другим человеком, мужчины с женщиной.

Фромм выделяет различные виды любви:

  • эротическую — любовь между мужчиной и женщиной;
  • братскую, выступающую как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве;
  • материнскую, пронизанную заботой и ответственностью; это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремление отдать;
  • любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отношения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому;
  • любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех формах ее проявления.

Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы. Это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизненно, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Общество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности (иметь или быть) и соответствующие им два модуса любви: любовь как обладание и любовь как бытие.

Второй модус — любовь как бытие — творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зрелая, гармоничная форма любви.

Любая форма зрелой любви, будь то любовь материнская, братская или эротическая, включает ряд общих компонентов, тесно связанных между собой: заботу, ответственность, уважение и знание.

Забота о партнере есть проявление способности отдавать, не связанной, не регламентированной соображениями выгоды и эквивалентности обмена, проявление истинной сути бытийной любви.

Ответственность в любви означает свободу выбора принятия заботы о партнере, готовность к самоотдаче и утверждения себя (Я) в другом (Мы). Ответственность не означает присвоения права личности принимать решение за другого, даже если этот другой уступает в опыте, мудрости и образованности; не допускает манипулирования партнером во имя достижения, пусть даже самых высоких, целей.

Уважение партнера предполагает признание его права на выбор собственного жизненного пути и своей судьбы, даже если этот выбор представляется необоснованным; веру в то, что партнер способен осуществить ответственный разумный выбор.

Эротическая любовь, как и другие формы любви, характеризуется исключительностью. Исключительность любви проявляется во всем: в уникальности партнера, предполагающей невозможность сравнения его с кем-либо и замены кем бы то ни было, в уникальности самих отношений, где нет и не может быть норм, правил и стандартов. Эта идея Фромма перекликается с пониманием любви в трудах С.Л. Рубинштейна, где любовь выступает как утверждение неповторимости существования другого человека.

Любовь, согласно концепции Фромма, не врожденный дар, а искусство; овладеть им можно лишь в результате практики любви, главным результатом которой становится вера в другого человека, в его возможности, в его личностное развитие. Практика любви предполагает дисциплину как требовательность к себе; сосредоточенность, умение слушать партнера, жить настоящим, ощущая жизнь в ее каждом мгновении; терпение и труд над обретением мастерства.

В эпигенетической концепции Э. Эриксона [1995] любовь рассматривается как психологическое новообразование ранней зрелости (молодости), кристаллизующее в себе позитивные достижения предыдущих стадий развития; как способность, позволяющая разрешить противоречие между осознанием личностью своей уникальности и направленностью на установление близких, интимных отношений с другими людьми. Любовь понимается как психосоциальное свойство, предоставляющее возможность разделения личностной идентичности в равноправных отношениях и предполагающее сохранение верности партнеру, готовность к самоограничению и альтруизму.

В гуманистической психологии А. Маслоу рассматривает потребность в любви как одну из базовых потребностей человека, образующих, наряду с физиологическими потребностями, потребностью в безопасности, в самоуважении и самоактуализации, иерархическую структуру. Она строится по типу пирамиды, где каждая потребность, занимающая более высокое место в иерархии, основывается на предыдущих и может быть удовлетворена лишь при условии удовлетворения потребностей нижних слоев пирамиды. В этой иерархии потребность в любви и привязанности основывается на потребности в безопасности. Соответственно, если фрустрирована потребность в безопасности, то адекватное проявление и удовлетворение потребности в любви затруднено. Подобно Фромму, Маслоу выделяет два типа любви: дефицитарную любовь, в которой основной функцией любви является восполнение дефицита удовлетворения потребностей личности, и любовь бытия, в которой сама активность любви выступает как самоценность. Дефицитарная любовь выполняет инструментальную функцию — любовь как средство получения благ, привилегий, преимуществ. Бытийная любовь альтруистична, в ней главное — благо партнера, его успехи, бескорыстная помощь ему, готовность к самопожертвованию. Бытийная любовь способствует самоактуализации личности.

Читать статью  Cемья Болконских в романе «Война и мир»

Попытки интерпретации любви как психологической реальности пред­принимались в классическом психоанализе (3. Фрейд), неопсихоанали­зе (К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм), эго-психологии (Э. Эриксон), гума­нистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), экзистенциальной психологии (Р. Мэй), в рамках социально-психологических исследова­ний в связи с проблемой аттракции.

Любовь как эмоциональный процесс характеризуется с точки зрения интенсивности, продолжительности, степени осознанности, функций, мо­тивации, генезиса. Воздействие любви на человека может быть двояким: как стеническая эмоция, любовь мобилизует, повышает жизненный тонус; как астеничес­кая эмоция, любовь ведет к снижению жизненного тонуса, замыканию, уходу в себя. Соответственно, можно проследить два сценария воздейст­вия любви на личность: пессимистический и оптимистический. Пессими­стический сценарий основывается на предположении о том, что любовь делает человека зависимым от объекта любви (того, кого любим), приво­дит к возрастанию тревожности (как реакции на угрозу лишиться объекта любви), создает препятствия для самореализации и личностного роста. Оптимистический сценарий предполагает личностный рост в условиях реализации межличностных отношений со значимым Другим, снижение тревожности, формирование личностной независимости [Гозман, 1987]. Поистине любовь всесильна! Конкретное воплощение в жизнь того или иного сценария определяется содержанием деятельности, реализуемой субъектом любви в отношении ее объекта.

Итак, любовь может рассматриваться как эмоциональный процесс, име­ющий свой объект; как особый вид деятельности, проявление активности субъекта; как предметное чувство, имеющее генезис и свою динамику раз­вития, допускающую смену объекта. Любовь выражает мировосприятие личности и ее отношение к миру в пределах от базового доверия и откры­тости до тотальной к нему враждебности и недоверия (Э. Эриксон).

Любовь в истории человечества проходит сложный путь эволюции и развития [Кон, 1989; Lampert, 1997]. Любовь человека имеет культурно-ис­торическую природу и представляет собой высшую форму человеческой близости, обеспечивающую оптимальные психологические условия для личностного развития и самореализации каждого из партнеров.

В онтогенетическом развитии любовь как особый тип отношений между двумя людьми последовательно проходит три стадии: стадию привязан­ности как симбиотической связи субъекта и объекта, стадию дифференциа­ции и стадию автономизации и индивидуализации. На стадии привязаннос­ти как симбиоза доминируют аутоэротизм и первичный нарциссизм. Здесь отсутствуют собственно межличностные отношения, два существа слиты в неразрывном единстве, границы личности не определены. На второй стадии происходит дифференциация партнеров, впервые возникает задача установ­ления межличностных отношений на основе усвоения культурных норм, правил и ценностей. Однако эмоциональные связи строятся на основе гло­бального отождествления, не предполагая целостности и автономии лично­сти. На третьей стадии обеспечивается достижение эмоциональной авто­номности, достигаемой лишь в подростковом или юношеском возрасте. На базе автономизации личности формируется эго-идентичность и происходит осознание себя как целостности и индивидуальности. Межличностные от­ношения строятся осознанно и произвольно. Открывается возможность ус­тановления подлинной близости и интимности, формируются зрелые формы любви (Э. Эриксон). Однако стадия эмоциональной автономности до­стигается далеко не всегда, следствием чего становится возникновение про­блем в межличностных отношениях в семье.

Одной из наиболее интересных и содержательных попыток психологиче­ского анализа любви является теория Э. Фромма [1990], который считал лю­бовь ядром человеческого существования. Любовь рассматривалась им как способ противодействия обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потере гармонии с миром. Из возможных путей преодоления одиночества — конформизма и соглашатель­ства, труда и развлечений, плодотворной творческой активности в сотрудни­честве с другими людьми и любви — психологически оправданными являют­ся лишь два последних. Однако в рыночном обществе потребления, где человек оказывается отчужден от продуктов своего труда, активная творчес­кая деятельность и сотрудничество оказываются невозможными. Второй путь обретения гармонии человека с природой и миром — путь любви — при­знается единственно возможным и универсальным. В силу своей биологиче­ской природы и полярности полов в эротической любви человек направлен на реинтеграцию с природой через полное слияние и соединение с другим че­ловеком, мужчины с женщиной:

Фромм выделяет различные в и д ы л ю б в и:

• эротическую — любовь между мужчиной и женщиной;

•братскую, выступающую как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве;

•материнскую, пронизанную заботой и ответственностью; это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремле­ние отдать;

любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отношения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому;

любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех формах ее проявления.

Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы. Это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизнен­но, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Об­щество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности (иметь или быть) и соответствующие им два модуса любви: любовь как облада­ние и любовь как бытие.

Второй модус — любовь как бытие — творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зре­лая, гармоничная форма любви.

Любая форма зрелой любви, будь то любовь материнская, братская или эротическая, включает ряд общих компонентов, тесно связанных между со­бой: заботу, ответственность, уважение и знание.

Забота о партнере есть проявление способности отдавать, не связанной, не регламентированной соображениями выгоды и эквивалентности обме­на, проявление истинной сути бытийной любви.

Ответственность в любви означает свободу выбора принятия заботы о партнере, готовность к самоотдаче и утверждения себя (Я) в другом (Мы). Ответственность не означает присвоения права личности принимать реше­ние за другого, даже если этот другой уступает в опыте, мудрости и образо­ванности; не допускает манипулирования партнером во имя достижения, пусть даже самых высоких, целей.

Уважение партнера предполагает признание его права на выбор собст­венного жизненного пути и своей судьбы, даже если этот выбор представ­ляется необоснованным; веру в то, что партнер способен осуществить от­ветственный разумный выбор.

Эротическая любовь, как и другие формы любви, характеризуется ис­ключительностью. Исключительность любви проявляется во всем: в уникальности партнера, предполагающей невозможность сравнения его с кем-либо и замены кем бы то ни было, в уникальности самих отношений, где нет и не может быть норм, правил и стандартов. Эта идея Фромма пере­кликается с пониманием любви в трудах С.Л. Рубинштейна, где любовь вы­ступает как утверждение неповторимости существования другого человека.

Любовь, согласно концепции Фромма, не врожденный дар, а искусство; овладеть им можно лишь в результате практики любви, главным результа­том которой становится вера в другого человека, в его возможности, в его личностное развитие. Практика любви предполагает дисциплину как требо­вательность к себе; сосредоточенность, умение слушать партнера, жить на-стоящим, ощущая жизнь в ее каждом мгновении; терпение и труд над обретением мастерства.

В эпигенетической концепции Э. Эриксона [1995] любовь рассматрива­ется как психологическое новообразование ранней зрелости (молодости), кристаллизующее в себе позитивные достижения предыдущих стадий разви­тия; как способность, позволяющая разрешить противоречие между осозна­нием личностью своей уникальности и направленностью на установление близких, интимных отношений с другими людьми. Любовь понимается как психосоциальное свойство, предоставляющее возможность разделения лич­ностной идентичности в равноправных отношениях и предполагающее со­хранение верности партнеру, готовность к самоограничению и альтруизму.

В гуманистической психологии А. Маслоу рассматривает потребность в любви как одну из базовых потребностей человека, образующих, наряду с физиологическими потребностями, потребностью в безопасности, в самоува­жении и самоактуализации, иерархическую структуру. Она строится по ти­пу пирамиды, где каждая потребность, занимающая более высокое место в иерархии, основывается на предыдущих и может быть удовлетворена лишь при условии удовлетворения потребностей нижних слоев пирамиды. В этой иерархии потребность в любви и привязанности основывается на потребно­сти в безопасности. Соответственно, если фрустрирована потребность в бе­зопасности, то адекватное проявление и удовлетворение потребности в люб­ви затруднено. Подобно Фромму, Маслоу выделяет два типа любви: дефицитарную любовь, в которой основной функцией любви является вос­полнение дефицита удовлетворения потребностей личности, и любовь бы­тия, в которой сама активность любви выступает как самоценность. Дефицитарная любовь выполняет инструментальную функцию — любовь как средство получения благ, привилегий, преимуществ. Бытийная любовь аль­труистична, в ней главное — благо партнера, его успехи, бескорыстная по­мощь ему, готовность к самопожертвованию. Бытийная любовь способству­ет самоактуализации личности.

В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. Все это важно, но при нынешнем темпе жизни “естественный” механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому необходимо целенаправленно заниматься с подростком, подготавливая его к будущей семейной жизни

Вложение Размер
lyubov_kak_osnova_supruzheskikh_otnosheniy.docx 24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь как основа супружеских отношений

«Любить – это не значит смотреть друг на друга,

  • обучающая: раскрыть нравственную сущность и силу чувства любви; рассмотреть разновидности любви и показать ее связь с нравственно-этической культурой личности;
  • развивающая: развивать умения работать в группе, вести дискуссию;
  • воспитывающая: способствовать формированию бережного отношения к юношеской любви.
Читать статью  Как наладить отношения с мужем: 10 эффективных советов

I. Вступительное слово

III. Любовь – совокупность влечений

I. В подростковом возрасте проявляет себя величайшая из потребностей всего живого – потребность продолжения рода. Если у животных она сводится к половому влечению, сексуальным отношениям, то у человека она проявляется во всем диапазоне его культурных качеств – интеллектуальных, этических и эстетических.

Этот комплекс влечений – тела, ума и души – составляет любовь – важнейшее из всех высших чувств человека, соединяющее в себе счастье и мучения, наслаждение и страдание, воплощающее в значительной мере смысл жизни.

III. Физическое влечение в нашем социальном окружении неотделимо от образования семьи, рождения детей, реализует потребность в продолжении рода. Но кроме физического влечения, у человека есть еще потребность в общении, обмене мыслями, убеждениями – интеллектуальное влечение. Отождествление любимого человека с идеалом, божеством – признак влечения души – высочайшего романтического чувства, возвеличивающего любимого, наделяющего его уникальными качествами и талантами.

Влечение душ порождает дружбу.

Влечение ума порождает уважение.

Влечение тела порождает желание.

Соединение трех влечений

(Индия, III в. До н.э.)

В зависимости от сочетания в чувстве любви разных влечений можно выделить следующие ее виды.

  • Физическая любовь , основанная на физическом, сексуальном влечении (эрос) и соответственно проявляющаяся в сильном сексуальном притяжении. Эротическая любовь легко возникает и также легко гаснет. Для глубоких и прочных отношений ее недостаточно.
  • Физическое влечение (либидо) – изначальная суть любой любви (З. Фрейд).
  • Любовников на свете гораздо больше, нежели влюбленных (М. Сафир).
  • Платоническая любовь , в которой преобладает неосознанное влечение душ, включающее этос – сердечность отношений и привязанность друг к другу на основе общности взглядов, и эстос – влечение к эстетическому образу и романтическому представлению о предмете любви. Это любовь без физической близости, которая выдерживает любые испытания.
  • Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу (Д. Юм).
  • Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня. Но ты люби, я постараюсь быть лучше себя (М. Пришвин).
  • Страстная любовь – очень сильное, бурное, всепоглащающее, порой граничащее с безумием чувство, в котором сексуальное переплетаетс с ромнтическим (эрос + этос + эстос). Такая любовь способна преодолеть непреодолимые преграды, совершить подвиг, пожертвовать жизнью ради любимого.
  • В любви теряют рассудок, в браке же замечают эту потерю (М. Сафир).
  • Практичная любовь (рацио), возникающая на основе сознательного выбора партнера, исходя из продуманных требований к нему. Эта любовь может переходить в привязанность, развиваться в сильное и глубокое чувство.
  • Лучший вид любви – привязанность; для нее нет срока: всегда можно любить, пока сердце живо (Н. Карамзин).
  • Равенство – самая прочная основа любви (Г. Лессинг).
  • Самодостаточная любовь – основана на уважении, долге, на традиционно-религиозном подходе, согласно которому любовь дается свыше, ничего не должна требовать взамен; она добра, терпелива, постоянна. Это любовь-родство, любовь матери к ребенку, воина к Родине и самая высшая ее форма – любовь Христа ко всем людям.
  • Любить – это находить в счастье другого свое собственное счастье (Г. Лейбниц).
  • Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом (А. Дюма-сын).

IV . Используя поэтическое описание (приложение), определить виды любви .

V. Индивидуальные качества личности, сила чувств, социальные условности порождают большое разнообразие оттенков и внешних форм проявления любви. Выберите вид любви, желательный для вас и защитите свою точку зрения (участники делятся на пять групп).

Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь.
О, несведующий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь.

Читайте также:

  • Что такое системная шина компьютера кратко
  • Отменили ли 2 смену в школах
  • Что такое технологическая культура кратко
  • Школьный конкурс что где когда
  • Как подключить и использовать smart tv кратко

Любовь как основа семейных отношений

Любовь сложно исследовать и объяснить. Романтики называют ее сладким мучением, верующие – даром небес, а психологи особым эмоциональным состоянием, которое возникает на основе потребности человека в позитивных эмоциях. Любовь существенно отличается от других понятий как, например, дружба, симпатия, секс и т.д.

Любовь сложно исследовать и объяснить. Романтики называют ее сладким мучением, верующие – даром небес, а психологи особым эмоциональным состоянием, которое возникает на основе потребности человека в позитивных эмоциях. Любовь существенно отличается от других понятий как, например, дружба, симпатия, секс и т.д. Для любви свойственны специфические проявления: это взволнованность, эйфория, стеснение, тоска, радость, депрессивность. Такая широкая палитра впечатлений говорит о многогранности понятия «любовь». В семье, где муж и жена испытывают именно то чувство, которое именуют любовью, взаимоотношения складываются по-разному именно потому, что любовь так многогранна. Возможно ли изучить любовь как явление?
Существует несколько классификаций любовных взаимоотношений, представленных психологами. Рассмотрим вариант, предложенный американским ученым Кемпером. Он изучал феномен любви, исходя из факторов, которые, по его мнению, влияют на взаимоотношения пары, – это статус и власть. Под статусом подразумеваем стремление понимать своего любимого человека. А под властью – доминирование одного из членов пары над другим в принятии каких-либо решений.
Итак, представляем Вашему вниманию семь типов любовных отношений. Вероятно, Вы найдете здесь характеристику и своей пары.
1. Любовь романтическая. Она случается тогда, когда оба партнера имеют влияние друг на друга, то есть значительную власть, и, в то же время, стремятся к обоюдному пониманию. В такой паре царит гармония. Мужчина и женщина (впрочем, для однополых связей эта модель тоже действует) боятся потерять друг друга, но и четко знают силу своего влияния на партнера. Соперники, или любовники, – они в любой роли остаются рядом долгое время.
2. Братская любовь. Она не имеет никакого отношения к родственным связям, а называется так из-за равенства партнеров в высоком статусе и абсолютном отсутствии власти. То есть никто не командует никем, споры уступают место взаимопониманию. В такой паре нету борьбы за лидерство, в отличие от романтической модели, где влюбленные постоянно пытаются доказать друг другу, кто же главнее.
3. Харизматическая любовь – это любовь между партнером, обладающим и статусом (а мы не забываем, что под статусом понимается стремление на встречу половинке) и властью над любимым человеком, и партнером, обладающим только статусом. Проще говоря: каждый стремится сохранить отношения и принимать своего партнера, но один берет не себя абсолютную роль лидера, предопределяя стиль отношений.
4. Любовь-измена. Двое имеют власть друг над другом, но один лишается высокого статуса в своей глазах половинки. Такая модель свойственна для пар, в которых один из членов, имеющий и власть, и статус, вступает в сексуальные отношения с другими людьми, пренебрегая положительным отношением половинки к себе.
5. Безответная влюбленность. Один из партнеров обладает и властью над другим, и статусом, второй – ни тем, ни иным.
6. Любовь-поклонение, фанатическая любовь. Это довольно специфический тип любовных отношений. Его особенность в том, что один из объектов обладает только статусом, то есть позитивным расположением поклонника, а второй, то бишь поклонник, не обладает ничем. Зачастую объект желания даже не знает о своем воздыхателе. Любовь-поклонение – это увлечение образом некого публичного человека, а иногда даже и случайного незнакомца.
7. Родительская любовь. Это любовь родителей и маленьких детей. Кто бы, Вы думали, в этом случае обладает статусом? Ребенок! А родитель имеет лишь большую власть. Дело в том, что несозревшая психика маленького человека еще не умеет любить, он пока что только принимает обожание себя. Учтя это, родителям важно понять, что на ранних этапах развития, их детям необходима забота, внимание и проявление нежности. Тактильные контакты и ласковые интонации голоса, которые показывают положительное отношение родителей к малышу, лучшим образом послужат первыми уроками любви для него.
На сколько совершенна модель, представленная Кемпером? Проверьте это на себе, и узнаете, можно ли изучить любовь как психологическое явление, или, все-таки, стоить считать ее феноменом. Продаем всем pureprotein москва можно со скидкой у нас.

Аватар пользователя _

anypsy.ru
20 ноября, 2012 — 12:34

Это интересно:

Аватар пользователя Игорь Летучий

Игорь Летучий
7 Март, 2016 — 03:32

Если есть любовь и

Если есть любовь и взаимопонимание, то семья счастлива!

Психолог, магистр психологии Игорь Летучий. Мой скайп igorletuchiy, личный сайт psylifeonline.com

Аватар пользователя Светлана Васильевна

Светлана Васильевна
18 Ноябрь, 2015 — 18:41

Бесспорно — любовь основа

Бесспорно — любовь основа крепкой семьи, но бывают периоды, когда кажется, что любовь прошла и тут уже важно понять и проявить мудрость, любовь не ушла, она присутствует, но уже в новом качестве, стала тише и спокойнее, а порой из-за бытовых неурядиц ее и не видно.

Вы можете связаться со мной по электронной почте:chuyakova1966@mail.ru или по скайпу: cvetabrain67

Аватар пользователя Гость

Гость
21 Май, 2013 — 13:10

Я жила с мужем припеваючи, до

Я жила с мужем припеваючи, до тех пор пока он не устроился на работу, совещания, переговоры, сделали свое дело, у него появилась любовница, а потом они выгнали меня к маме с ребенком на руках, а сами стали жить в нашей квартире. Я хотела покончить с собой, меня останавливала только мама, а потом я решила найти хорошего мага, и нашла Светлану Лазареву в контакте: h t t p :// vk .c o m /id200677309 Без пробелов . На ней я прочитала нужную мне информацию, и решилась позвонить по номеру: +7-960-685-46-68 , так я записалась к Светлане на приём. И, ведь не зря сходила, потому что муж ко мне через месяц уже вернулся. Мы живем уже год втроем и планируем четвертого в нашу семью.Олеся

Аватар пользователя Гость

Гость
12 Июль, 2012 — 01:00

Не смотря на то что, любовь

Не смотря на то что, любовь бывает разных видов, она должна быть взаимной. Обе стороны должны дополнять и развивать друг друга. Любовь-это основа крепкой семьи.

Источник https://obrazovanie-gid.ru/voprosy/lyubov-kak-osnova-postroeniya-supruzheskih-otnoshenij-kratko.html

Источник https://anypsy.ru/content/lyubov-kak-osnova-semeinykh-otnoshenii/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *