Проблема защиты прав детей, находящихся под опекой

«Нас не кормят, нас бьют». Почему приёмные дети отказываются от семьи — и как в этом случае действует опека

Воспитание ребёнка из детского дома — задача, которая требует огромных вложений — и не только материальных. При этом случается, что приёмные дети сбегают из дома, воруют, грубят, а порой вообще требуют возвращения в интернат. Почему это происходит? Поговорили о проблеме с психологом, приемными мамами, юристом и сотрудниками органов опеки.

«Я их брала из детского дома не для этого»

Утром 31 августа 2022 года в дом многодетной матери и дефектолога Виктории З. пришли сотрудники службы Управления социальной политики № 10» по городу Асбесту и Белоярскому району и работники местного Комплексного центра социального обслуживания населения «Забота». Сотрудники соцслужб решили навестить мать восьмерых детей — трех биологических и пяти приемных, — чтобы изъять по крайней мере двоих из них. В доме была только Виктория — ее партнер и отец детей находился на военной службе.

Представители социальных институций забрали самую старшую, 15-летнюю дочь из приемных детей семьи, и 14-летнего сына. Остальные дети, родные и приемные, пока что остаются в семье, хотя службы опеки также изъяли и все документы, подтверждающие опекунские и родительские права Виктории.

Поводом для внепланового визита в многодетную семью стало заявление на изъятие, написанное 15-летней приемной дочерью Виктории в отсутствие матери. По словам Виктории, девочка также попросила своего 14-летнего брата, поддержать ее решение, что тот и сделал.

Органы опеки пробыли в доме Виктории несколько часов. За это время туда успели приехать местные видеорепортеры — их пригласила Виктория, — и два наряда полиции, один из которых отказался помочь службам опеки изъять детей, а другой — насильно вывел из дома 14-летнего мальчика, который к утру 31 августа уже передумал уезжать в детский дом, и активно сопротивлялся попыткам усадить его в машину.

«Я попросилась отойти в туалет впервые за пять часов, психолог пообещал мне, что за это время сына не уведут, — говорит Виктория, — но они его вытащили, утащили насильно. Я их брала из детского дома изначально не для того, чтобы отдать обратно».

Других детей сотрудники опеки вывести из дома не смогли: они спрятались на крыше.

На момент публикации материала представители «Управления социальной политики № 10» не дали комментариев о произошедших событиях и действиях своих сотрудников. Директор КЦСОН «Забота» отказалась говорить о произошедшем и попросила перенаправить все вопросы в службу опеки.

Что происходило с приемной семьей

Старшая приемная дочь была первым ребенком, которого семья Виктории взяла из детского дома в 2016 году. Виктория рассказывает: «Она три первых года своей жизни жила в кровной семье, где у мамы была наркотическая зависимость. В детском доме ее иногда на выходных навещали бабушка или тетя. Нам говорили: „Что вы туда лезете?“ Но мы специально прояснили ситуацию, что забирать ее в семью они не собираются. Тогда же оформили документы».

Почти половину своей жизни девочка провела в семье Виктории, с другими их детьми. Приемная мама вспоминает первые годы в доме как очень сложные, кризисные: «Было очень тяжело, в какие-то моменты хотелось ее вернуть. Но у нас-то была цель помочь ребенку из детского дома, дать ей шанс на такую жизнь, как у нас». Виктория решила не «травмировать ребенка повторно» и посвятить все свое время опекунству.

Через два года в семье появился еще один приемный ребенок, а в 2020-м семья усыновила сразу троих детей — кровных братьев и их сестру. С тех пор Виктория начала позиционировать себя как профессиональная приемная мама и завела блог в ныне запрещенной Роскомнадзором соцсети.

В 2022 году, когда муж Виктории уехал на военную службу, она осталась с детьми одна. В марте между женщиной и тремя приемными мальчиками произошёл небольшой конфликт. Ребята не хотели чистить снег и вместо этого сидели в подвале, хотя такая задача, как раньше условились в семье, была их обязанностью по дому, подчеркивает Виктория. «У приемных детей есть такая стратегия поведения, что они начинают кричать, привлекать внимание к себе, чтобы их точно заметили.

Сыновья пошли к соседке и сказали: «Нас не кормят, нас бьют и заставляют работать»

На деле я просила их почистить снег и все. Но, повторюсь, это нормальная стратегия поведения у приемных детей, которая с возрастом нивелируется».

Со старшей дочерью, считает ее приемная мама, произошло что-то подобное — по словам самой девочки, мать ограничивала ей время пользования смартфоном. Возник рядовой семейный конфликт, но девочка со сложным опытом предпочла выбрать стратегию «жесткой защиты», как говорит Виктория.

«Неправильное расставание»

Поведение приемных детей, попавших в семью из «системы», часто требует специальной помощи, а не просто домашней любви и заботы. Как правило, проблемные реакции детей обуславливаются расстройством привязанности, возникшим из-за травмирующего опыта пребывания в детдоме или кровной семье.

«Большая часть детей, которые оказывались в сиротских учреждениях, до этого находились в непростых жизненных ситуациях: в лучшем случае просто жили в неблагоприятных условиях, а в худшем — сталкивались с физическим, психологическим, а порой и с сексуализированным насилием, — объясняет психолог фонда „Волонтеры в помощь детям-сиротам“ Инна Пасечник. — Ребенок, который долго находится в подобных условиях, к пяти годам привыкает, что отвечает за себя сам. У него формируется устойчивое ощущение, что выживать необходимо всеми возможными способами».

При «правильных» детско-родительских отношениях родитель воспринимается как надежный человек, на которого можно положиться, который будет самой главной опорой. Не имея подобного опыта, приемный ребенок не может сразу начать доверять усыновителю и продолжает полагаться только на себя, пытаясь контролировать ситуацию, используя старые, привычные ему способы.

Чтобы между ребенком и приемным родителем появилось доверие, порой требуется действительно много времени. «Конечно, это можно назвать манипуляцией, но она все-таки выглядит немного не так. У ребенка нет злого умысла, цели. Часто он просто демонстрирует поведение, которое позволяет ему забрать весь контроль себе. При этом он не отдает себе отчета в том, что делает, — говорит Инна Пасечник. –

Частая история, когда дети в минуту какого-то накала страстей говорят: «Я уйду в детский дом!»

В большинстве случаев они вовсе не собираются этого делать. Ребенок в этой ситуации пытается сказать, что ему тревожно и страшно, он не понимает, как жить в семье, зато знает, как жить в детском доме. За этими словами стоит логика «брось, а то уронишь»». То есть оставь семью, в которой непонятно как выживать.

Что может быть триггером подобной реакции? Фактически любая ситуация, которая не устраивает ребенка. В условиях глубокого недоверия к людям дети могут постоянно чувствовать страх, что их обидят или оставят. «Это может быть связано с тем, что они будут чувствовать, будто недостаточно хороши, потому что, например, тяжело осваивают школьную программу. В такие моменты отчаяния у ребенка появляются мысли о том, что любить его невозможно, что он никому не нужен. Особенно это усугубляется, если детей уже возвращали в детский дом без правильного расставания», — говорит Инна Пасечник.

Что могут сделать приемные родители

Усыновляя или удочеряя ребенка, человек должен осознавать, что воспитание может быть крайне непростым процессом, который потребует много сил и времени. Инна Пасечник добавляет: «У ребенка может быть непроработанная травма, из-за которой ему будет трудно развиваться благополучно. Большая и сложная задача приемного родителя — залечить раны ребенка, начиная с того, чтобы человек просто почувствовал себя в безопасности, и заканчивая тем, чтобы он избавился от конкретных проблем».

Приёмная мама, общественный деятель и специалист в области семейного устройства Светлана Строганова советует всем, кто думает об усыновлении:

  1. Нужно заранее быть готовым к тому, что проблемы будут. И реагировать на них как на нормальные события — да, так все и было запланировано.
  2. Нужно заручиться поддержкой — опытных приемных родителей, тематических специалистов, близких, учителей, друзей. У родителя должна быть поддержка.
  3. Если рядом нет НКО, искать информацию о том, как справляться с той или иной проблемой в отношениях с ребенком, нужно в интернете. Множество фондов сейчас делает образовательные онлайн-проекты для родителей.
Читать статью  51-летняя Юлия Меньшова. Почему вернулась к мужу после 4 лет развода и что стало с их браком

Неправильная стратегия — угрожать ребенку. Слова о том, что за ним может прийти опека, если он не будет слушаться и вести себя (по мнению родителя) правильно, будут считываться как обвинения и признания в том, что сам ребенок — плохой и не нужен семье. Именно в этом случае велика вероятность, что он решит: терять больше нечего. И постарается намеренно довести угрозы до исполнения.

Психолог Инна Пасечник признается, что какой-то конкретной фразы, «настраивающей» отношения приемного родителя и ребенка, она не знает. Вполне вероятно, что ее попросту нет и каждый отдельный случай требует особенных слов. Впрочем, родителю точно поможет хороший психолог, который возьмется за проработку травм и установление доверия.

Кроме того, Инна Пасечник советует приемным родителям самим идти на контакт с органами опеки и заранее предупреждать их представителей о проблемах и конфликтах. «Тогда, если от семьи (или от соседей) поступит очередной сигнал, органы опеки будут смотреть на ситуацию спокойнее. Вполне вероятно, что люди там поймут, что наступил кризис, нужно помочь, а не агрессивно вмешиваться», — говорит Инна, но уточняет, что диалог между приемным семьями и органами опеки складывается, к сожалению, не всегда.

«Механизм давления, а не помощи»

Еще до августовских событий отношения Виктории с службой опеки были сложными. Сотрудники пытались уличить женщину в недостаточном исполнении родительских обязанностей: однажды один из детей Виктории пришел в школу без варежек, а другой — без карандашей. «Если бы в этот раз опека среагировала нормально, по-человечески и с заботой, то моя приемная дочь не была бы сейчас в детском доме», — считает женщина.

Общественный деятель Светлана Строганова считает, что проблема — в отношении самих органов опеки к процессу изъятия ребенка из семьи и к работе с его персональными проблемами: «При помещении ребенка в детский дом органы опеки больше не несут за него ответственность. А когда он находится в приемной семье „у них на участке“, любое происшествие с ним — ответственность органов опеки. Это часто забота не о ребенке, а о собственной безопасности».

Адвокат Виктории Земляной Никита Сорокин подчеркивает, что девочку, написавшую заявление на изъятие, трудно назвать «стабильной» — она достаточно долгое время жила в неблагоприятной семейное обстановке. Впрочем, считает Светлана Строганова, неважно, сколько времени ребенок провел в системе детского дома, — он в любом случае нуждается в особом подходе: «Я далека от иллюзии, что все приемные родители — святые люди, но и к обвинениям детей нужно относиться с осторожностью. Дети с расстройством привязанности, с травмой, далеко не всегда осознают последствия своих поступков. Иногда они могут преувеличивать, иногда вообще выдумывать. Приемные дети понимают, что есть надзорный орган, которого опасаются приемные родители (отдельный разговор — почему опасаются, а не воспринимают как соратников и помощников). Такая жалоба может быть как инструментом манипуляции, так и серьезным сигналом, что что-то не так».

Светлана также подчеркивает, что подобная ситуация требует особого внимания со стороны органов опеки

Равнодушие органов социальной защиты к факту изымания детей из приемных семей адвокат Никита Сорокин, специализирующийся на помощи приемным родителям и детям, называет системным. «В большинстве случаев сотрудникам опеки проще отработать по-быстрому, без разбирательств. В таких случаях главной целью становится не помочь ребенку, а прикрыть свой зад чтобы не слететь с рабочего места и не потерять работу», — говорит он.

Общественный деятель Светлана Строганова и психолог Инна Пасечник видят проблему в недостаточной квалификации сотрудников службы опеки. Как правило, они не имеют психологического образования и даже переподготовки и действуют, как говорит Строганова, «на глазок». Почему в ситуациях, где явной угрозы жизни ребенка нет, не созывают консилиумы или по крайней мере не приглашают психологов, — непонятно. С другой стороны, делать это служба опеки не обязана: формулировки ст. 7 и ст. 8 ФЗ «Об опеке и попечительстве», определяющие задачи и полномочия органов опеки, не содержат конкретных указаний по осуществлению деятельности институций.

«Даже люди, настроенные на помощь, не всегда понимают, что делать и как помогать», — говорит Инна Пасечник. Сотрудники опеки выполняют комплексную задачу, связанную одновременно и с юриспруденцией, и с психологией. Но в России, как правило, не обращают внимание на психологическую связь ребенка и приемной матери, длительную историю их взаимоотношений.

В идеале, опека должна включаться в процесс помощи приемным родителям до того, как ситуация станет критической. Если дети еще не изъяты, помочь семье и предотвратить критическую ситуацию гораздо проще. Но, как правило, органы опеки выступают только в качестве операторов механизма давления, а не помощи.

Москва и Россия

«При поступлении сигнала о неблагополучии в семье или самостоятельном обращении ребенка сотрудники соцзащиты делают все возможное, чтобы наладить отношения между родителями и детьми и помочь им в решении проблем», — рассказали «Мелу» в пресс-службе Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. В столице есть достаточно специалистов-психологов для сопровождения каждой семьи: приемные родители получают консультации, которые иногда проходят вместе с детьми, посещают тренинги и развивающие занятия. Словом, люди получают необходимые знания о разрешении конфликтов — и педагогами родителей становятся сотрудники службы опеки, а не волонтёры-благотворители, как в большинстве регионов страны.

Изымают ребенка из семьи только в крайних случаях, то есть когда его жизни или здоровью угрожает непосредственная опасность. В этом случае ребенка помещают в стационар семейного центра.

Психолог фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Инна Пасечник отмечает при этом, что в Москве уровень подготовки сотрудников органов опеки сильно отличается от регионального, где все «гораздо плачевнее».

«Нужно готовиться к длительному противостоянию»

В случае Виктории З. надежды на то, что опека предпримет некие особые усилия для возвращения детей в семью, мало. Вернуть приемного ребенка после изъятия — вне зависимости от того, сам ли он написал заявление или нет, — можно в досудебном или судебном порядке.

В первом случае произойти это может даже по воле ребенка, как рассказали «Мелу» в пресс-службе Департамента труда и социальной защиты населения Москвы: тот может написать личное заявление на возвращение в семью. Единственное, перед переездом обратно специалисты опеки должны убедиться, что ситуация в семье полностью «нейтрализовалась».

Досудебный исход дела — самый простой и понятный для родителей и ребенка

На практике дело нередко доходит до суда. При этом единых правил вынесения решений, считает адвокат Виктории Никита Сорокин, не существует: «В моей практике бывало два абсолютно одинаковых дела, по которым вынесли разные решения. К сожалению, в нашем государстве правосудие чаще руководствуется собственным мнением, нежели законом».

Как правило, считает Никита Сорокин, органы опеки и попечительства «бьются до конца», то есть почти никогда не признают, что были неправы в одном конкретном решении. В случае Виктории адвокату кажется, что «нужно готовиться к длительному противостоянию с юристами, привлекать общественное мнение и институты защиты прав человека».

В начале сентября анкеты приемных детей Виктории опубликованы на сайте для приемных родителей. Иными словами, дети рассматриваются системой как те, кого можно усыновить вновь. 23 сентября двух из троих оставшихся в семье приёмных детей забрали прямо в школе — третий смог буквально убежать от опеки. При этом решение об изъятии детей до сих пор находится в рассмотрении — судебное заседание назначено на 30 сентября. Досудебная встреча, прошедшая 16 сентября, не принесла никаких результатов.

В подготовке материала принимали участие стажеры «Мела» Дарья Юдкина и Елизавета Минаева. Фото на обложке: Anna Berdnik / Shutterstock / Fotodom

Проблема защиты прав детей, находящихся под опекой

Поиск путей совершенствования мер по улучшению состояния жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Права ребёнка, находящегося под попечительством. Деятельность государства и образовательного учреждения по решению проблемы социального сиротства.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 31.10.2017
Размер файла 31,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Исследовательская работа

«Проблема защиты прав детей, находящихся под опекой»

Введение

попечение социальный сиротство ребёнок

Не является секретом то, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общее число таких детей по официальным данным превышает 800 тысяч человек, причем наибольшую опасность представляет рост числа детей, оставшихся без родительского попечения, то есть так называемого явления социального сиротства. Дети являются сиротами нередко при живых родителях, и именно их число катастрофически растет.

Основными причинами увеличения детей-сирот являются смерть родителей, падение жизненного уровня большинства российских семей, утрата понятия семьи как основной единицы общества и осознания ее как основы нравственной ценности, увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни, отказ от новорожденных детей и т.д.

Читать статью  Необычные семьи мира

В связи с этим защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации огромное практическое значение.

Целью данного исследования является поиск путей совершенствования мер по улучшению состояния жизни детей, оставшихся без попечения родителей.

Объектом исследования данной работы служат дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в МБОУ оош № 19 г. Ногинска.

Предметом исследования выступает деятельность государства и образовательного учреждения по решению проблемы социального сиротства.

В качестве задач исследования можно выделить следующие:

Ш выяснить, какие российские и международные акты регулируют права детей, оставшихся без попечения родителей;

Ш в ходе проведения исследования определить, знают ли несовершеннолетние свои права;

Ш изучить истоки и причины появления и развития социального сиротства в России на примере общеобразовательного учреждения;

Ш оценить современное состояние данной проблемы;

Ш узнать, какие муниципальные и общественные учреждения осуществляют защиту прав социальных сирот в городе Ногинске;

Ш выявить возможные пути и методы решения проблемы социального сиротства.

В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования:

1. Текстуальный анализ.

Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время в России ситуация с соблюдением прав детей, оставшихся без попечения родителей, остается сложной. А полноценное развитие ребенка достигается именно посредством реализации этих прав.

Материалы данной работы можно использовать при подготовке и проведении педагогического совета, классных часов, родительских собраний.

Права ребенка, находящегося под опекой (попечительством)

В соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, международным юридическим документом, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ребёнком считается каждый человек до 18 лет (статья 1). Государство обеспечивает осуществление каждым ребёнком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

Беседуя с Уполномоченным по правам ребёнка в МБОУ оош № 19 Инной Викентьевной Бордачевой, я узнала, что особое внимание государство уделяет обеспечению прав детям, оставшимся без родителей. Кроме того, она ознакомила меня с перечнем прав этих детей.

Согласно статьям 55-57, 148 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок, находящийся под опекой (попечительством) имеет право:

Ш на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание,

Ш на обеспечение ему условий содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважения его человеческого достоинства;

Ш на причитающиеся ему алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

Ш на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения

Ш право на его получение в соответствии с жилищным законодательством;

Ш на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя);

Ш на общение с родителями и другими родственниками;

Ш на выражение своего мнения при решении любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка;

Ш на содержание, на которое ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и в размере, установленными законами субъектов Российской Федерации,

Ш на получение содержания от своих родителей. Денежные средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, поступают в распоряжение опекунов (попечителей) и расходуются ими на содержание, воспитание, образование ребенка. В случае нарушения прав и законных интересов ребенка орган опеки и попечительства обязан принять меры по защите прав и интересов ребенка.

Устройство ребенка под опеку (попечительство) также осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10 лет, осуществляется с учетом его согласия (ст.145 СК РФ).

Вред, причиненный личности подопечного или его имуществу вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения органом опеки и попечительства обязанности по назначению опекуна (попечителя), подлежит возмещению на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (ФЗ РФ от 24.04.2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве»).

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 г.), дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют дополнительные гарантии права на образование, медобслуживание, труд, имущество, жилое помещение и судебную защиту.

На мой вопрос о том, как реализуются права опекаемых детей в образовательном учреждении, Инна Викентьевна отметила, что школа старается сделать все возможное для улучшения их жизни: дети, находящиеся под опекой, обеспечены ежедневным бесплатным горячим питанием; итоговая аттестация проводится в щадящем режиме; обеспечивается их участие в жизни класса и школы.

Поскольку несовершеннолетние не обладают полной дееспособностью, для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Органы опеки регулярно контролируют условия содержания, воспитания и образования ребёнка.

Проблема защиты прав детей-сирот в Ногинском районе

Анализ статей газет «Волхонка» и «Богородские вести», осветивших

деятельность муниципальных органов опеки и попечительства, позволяет оценить современное состояние проблемы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

По статистике, только за последние два года в России в четыре раза выросло число лишённых родительских прав. В Ногинском районе в 2011 году без попечения родителей остался 41 ребёнок, в прошедшем году — 70 детей. Эту крайне болезненную тему подняла на заседании начальник Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому району Тамара Иннокентьевна Бондаренко.

В позапрошлом году в Ногинском роддоме оставлено матерями 17 детей, в прошлом — 15. На учёте в Управлении опеки и попечительства сейчас состоят 329 подопечных. Как сообщила Тамара Иннокентьевна, проведён анализ причин, послуживших основанием для установления опеки над детьми. Так, родители двенадцати детей отбывают или отбывали наказание за хранение либо сбыт наркотиков; родители тринадцати — умерли от употребления наркотиков или отбывают наказание по другим составам преступлений, но являются наркоманами. Над 18 детьми опека установлена из-за ненадлежащего исполнения родительских обязанностей (со слов опекунов и родственников их родители наркозависимы) и т.д.

Как же осуществляется защита прав и интересов детей-сирот, проживающих в Московской области и, в частности, Ногинском районе?

В Подмосковье действует губернаторская стипендия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обучаются в учреждениях среднего и высшего образования. Она составляет 6 тысяч рублей в месяц (что значительно больше обычной стипендии!) независимо от успеваемости и выплачивается студентам до достижения 23-х лет. В Ногинском районе таких стипендиатов сейчас 93 человека.

В конце прошлого года впервые у нас в районе один благотворительный фонд в рамках программы «Юные таланты» выплатил солидную денежную сумму студентке-инвалиду из Электроуглей Юлии Золотовой, которая очень хорошо учится. Юлю воспитывает бабушка, в их семье есть ещё один ребёнок, так что эта материальная помощь будет весьма полезна.

Помимо всего сказанного, дети-сироты имеют право на льготный проезд. А приёмные родители, свозив детишек в отпуск, ежегодно получают частичную компенсацию стоимости путёвок и проезда к месту отдыха и обратно (на каждого члена семьи). Есть и другие льготы и выплаты.

ГУ МО Ногинский центр занятости населения и Администрация Ногинского муниципального района ежегодно проводит ярмарку вакансий и учебных рабочих мест для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Как сообщила директор Ногинского центра занятости населения Наталья Татаринцева, в прошедшем году трудоустроено 442 подростка (больше, чем в предыдущем году). Из них — 12 сирот; 11 подростков, оставшихся без попечения родителей.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что государство в лице Управления опеки и попечительства заботится о детях и помогает тем, кто решил взять в семью под опеку (попечительство) ребёнка.

Проблема защиты прав опекаемых детей, обучающихся в МБОУ ООШ № 19

При проведении анализа проблемы использованы сведения, полученные в ходе беседы с социальным педагогом ОУ Еленой Ивановной Ковалевской и результаты опроса учащихся.

В 2012 — 2013 учебном году в МБОУ оош № 19 обучается 14 детей, находящихся под опекой. Из них 6 человек обучаются в начальной школе, 8 — в основной. Основанием для установления опеки над детьми стали смерть родителей (12 детей) и несоблюдение родительских обязанностей, связанное со злоупотреблением алкоголем (2 ребёнка). Количество детей-сирот, обучающихся в ОУ, выросло, по сравнению с предыдущими годами.

Для того, что бы понять, знают ли свои права дети, находящиеся под опекой, а так же с целью выявления проблем, связанных с нарушением их прав была разработана анкета (приложение 1.) и проведен социологический опрос. (Анкетирование проводилось среди учащихся всего класса, обработаны анкеты опекаемых детей).

Вопрос: перечислите все известные вам права ребёнка.

64% учащихся назвали право на жизнь;

29% — право на образование;

14% — право на собственное мнение;

14% — право на медицинскую помощь;

7% — право на заботу родителей (опекунов);

7% — право на свободу слова.

Печальным является то, что опрашиваемые не смогли назвать права детей, находящихся под опекой.

С целью выяснения круга социального общения детей, я узнала, есть ли у них друзья и кто они.

Все респонденты (100%) ответили, что у них есть друзья, в основном сверстники. Только один ребёнок (7%) среди друзей назвал родителя (опекуна).

Читать статью  Как найти девушку для серьезных отношений — советы по поиску достойной спутницы для жизни и любви

Выясняя способы проведения досуга детьми, я предложила ответить им на вопрос «Чем вы занимаетесь в свободное время?»

Семь детей (50%) посещают кружки (в том числе школьные) или спортивные секции.

Большинство из них (64%) привлекают игры, связанные с использованием компьютеров, просмотр телепередач.

Игры занимают «важное» место в жизни молодежи, однако далеко не всем из них присуща высокая игровая культура. Некоторые совсем не ориентируются в современных компьютерных играх, не осознают их влияния на своё физическое и психическое здоровье.

Что касается телепередач, то действующее российское законодательство не устанавливает для детей каких-либо ограничений в доступе к информации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 29) каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это положение Конституции РФ, в соответствии со ст. 17 Конвенции о правах ребенка, обеспечивает каждому ребенку возможность доступа к информации и материалам, которые направлены на содействие его социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С другой стороны, любой субъект информационного пространства имеет возможность предоставлять детям любую информацию и материалы, самостоятельно определять их характер и направленность. Такое положение содержит в себе потенциальную возможность нарушения прав детей путем предоставления им информации и материалов, наносящих вред их здоровью и благополучию, физическому, нравственному и психическому развитию. Ситуация усугубляется тем, что ребенок в силу своей физической и умственной незрелости не может в полной мере отдавать отчет своим действиям, «фильтровать» предоставляемую ему информацию, критически воспринимать направленные на него действия других лиц. Поэтому необходимы надлежащие принципы защиты детей в области массовой информации. Особенно, если речь идёт о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

К сожалению, законодательство России не содержит эффективных средств защиты прав и интересов детей в области средств массовой информации. Следовательно, задача защитить детей от влияния негативной информации, идущей с экранов телевизоров, ложится на плечи родителей (опекунов).

Из опрошенных никогда не посещали театр два человека (14%). Семь (50%) посещали только ТЮЗ г. Ногинска. В музеях были все (в том числе в школьном).

Что касается культурного отдыха — посещение театров, музеев, то, несомненно, такой досуг требует участия старших, классных руководителей, а в особенности родителей (опекунов), их помощи и контроля. Данные опроса показывают, что семьи стараются выделять средства из семейного бюджета для организации культурного досуга подопечных. На мой взгляд, классные руководители и члены родительского комитета, организуя культурный отдых учащихся, особое внимание при этом должны уделять опекаемым детям. Для этого необходимо находить возможность обеспечить ребёнку участие в экскурсии в случае, если его семья не имеет достаточно средств оплатить посещение музея или театра.

Беседуя с социальным педагогом, я выяснила, что при проведении классных и школьных воспитательных мероприятий, праздников работники школы задействуют каждого ребёнка, находящегося под опекой.

Меня порадовало, что все опрашиваемые считают, что детей сирот лучше всего передавать на воспитание родственникам или в приёмные семьи. Это позволяет сделать вывод о том, что нашим детям в новых семьях комфортно. Они нашли себе новых родителей, которые их любят и заботятся о них.

Все ребята имеют планы на будущее. Большинство из них (71%) планируют после окончания основной школы поступить в средние профессиональные учреждения, получить профессию и пойти работать. Предпочтение отдают профессиям: медицинский работник, юрист, повар, ветеринар. Остальные 29% мечтают окончить 11 классов и получить высшее образование. Я решила выяснить, насколько реальны их планы в будущем? Какую они имеют успеваемость?

Только пять детей (36%) имеют хорошую успеваемость. Шесть детей (43%) учатся на «3» и «4». У троих (21%) по результатам второй учебной четверти есть неудовлетворительные отметки, что, на мой взгляд, недопустимо.

Каждый такой ребенок — это уникальная личность, со своим неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Поэтому работники школы должны быть исключительно тактичными в работе с этими детьми, от них требуются многосторонние знания, разнообразные умения, величайшая терпеливость и самоотдача.

Ребята серьёзно отнеслись к вопросу «Как вы думаете, что должно сделать государство, общество для защиты прав ребёнка в семье, для укрепления семьи.

Вот выдержки из ответов детей.

«Если бы я был президентом, то запретил бы по всему миру водку, сигареты и наркотики». «Я бы хотел, чтобы мои родители работали и могли меня прокормить. Чтобы сделали ремонт». «Я бы издал закон о создании специальных органов, куда могли бы обратиться дети, которых бьют».

Все ответы можно свести к следующим предложениям:

Ш необходимо ограничить продажу спиртных напитков;

Ш оказывать своевременную и действенную помощь со стороны органов опеки;

Ш помочь родителям устроиться на работу;

Ш оказать медицинскую помощь по излечению от алкогольной и наркотической зависимости.

Ученики, воспитывающиеся в родных семьях, предложили создать телефонную службу помощи детям, обеспечить выполнение существующих законов, разработать систему профилактики семейного благополучия, начиная со школьного возраста будущих родителей, совершенствовать службу медицинской и психологической помощи, усилить общественное воздействие на неблагополучные семьи, улучшить условия жизни населения, что будет способствовать укреплению семьи.

Заключение

В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает образовательное учреждение.

В ходе исследования проблемы были выявлены следующие проблемы защиты прав опекаемых детей:

1. незнание своих прав;

2. проблема успеваемости;

3. проблема правильной организации досуга, т.к. плохая организация досуга подростков приводит к росту преступности среди несовершеннолетних, особенно попавших в трудную жизненную ситуацию.

В заключение я предлагаю конкретные рекомендации, которые позволят улучшить организацию деятельности общеобразовательного учреждения по защите прав учащихся, находящихся под опекой:

Ш введение курсов (консультаций) в ОУ по конституционному и семейному праву;

Ш разработка памятки с номерами телефонов, по которым, в случае необходимости, ребёнок сможет обратиться за помощью; размещение информации в классных уголках;

Ш организация бесплатных дополнительных занятий с целью ликвидации задолженностей по учебным предметам;

Ш организация развивающего досуга, проведение в образовательных учреждениях мероприятий, способствующих укреплению семейных уз между родителями и детьми;

Ш профессиональная ориентация;

Ш возвращение психологической службы во все ОУ;

Ш проведение специальных лекций по правам и обязанностям родителей.

1. Конституция Российской Федерации [Текст].- М.: Эксмо, 2003.

2. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст].- М.: Экзамен, 2005.

3. Конвенция ООН «О правах ребёнка». 1990.

Приложение 1

Анкета «Права ребёнка и их реализация»

1. Перечислите известные Вам права ребёнка.

2. Есть ли у Вас друзья? Если да, то какого они возраста.

3. Как Вы проводите свободное время?

4. Как давно Вы посещали театр? Музей?

5. Каковы Ваши планы на будущее?

· сколько классов планируете закончить

· куда планируете пойти после окончания школы

· какую профессию мечтаете получить

6. Как вы относитесь к передаче детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в приёмные семьи?

А) меня это не интересует

Б) это хорошо, так как дети смогут найти себе новых родителей

В) это плохо, так как к приёмным детям не будут относиться так хорошо как к родным

7. Если бы Вы были Президентом, что бы Вы сделали для укрепления семьи и защиты прав ребёнка в семье?

Приложение 2

Памятка номеров телефонов, по которым дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут обратиться за помощью.

Если у тебя плохое настроение, поссорились с друзьями или родителями, если ты опасаешься за своё здоровье, позвони по анонимным телефонам доверия, тебе помогут квалифицированные специалисты:

51-5-66-97 с 11.00. до 14.00. часов — психолог

51-5-82-04 с 12.00. до 15.00. часов — психотерапевт-нарколог

В случае, когда тебе требуется защита от родителей, можешь обратиться в органы опеки и попечительства

С14 летнего возраста за защитой можешь обратиться в Ногинский городской суд (ул. Климова-53)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Стратегические проблемы борьбы с сиротством. Законодательство в сфере социальной защиты прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства. Основные социального причины сиротства в Российской Федерации.

Общие положения об опеке и попечительстве. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без защиты личных и имущественных прав и интересов. Приоритетность семейных форм устройства детей-сирот.

Проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Исторический аспект устройства детей в семьи. Сравнительная характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые последствия усыновления и контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей в России.

Правовая защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основные направления его реформирования. Органы по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, их обязанности.

Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовые аспекты социального сиротства. Обобщение основных форм социальной защиты детей, которые остались без родительского попечения. Усыновление (удочерение). Опека (попечительство) над несовершеннолетними. Приемная семья. Патронат, патронатная семья.

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам

Источник https://mel.fm/zhizn/istorii/3102759-nas-ne-kormyat-nas-byut-pochemu-priyemnyye-deti-otkazyvayutsya-ot-semi—i-kak-v-etom-sluchaye-deystv

Источник https://revolution.allbest.ru/law/00843401_0.html

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *