Семья: виды семей, функции, определение

Содержание

Семья: виды семей, функции, определение

Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.

Что такое семья

Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.

Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.

Функции семьи как социального института

К основным функциям семьи относится:

  • воспроизводственная, то есть продолжение рода;
  • воспитание и обучение, социализация;
  • содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
  • духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
  • организация совместного отдыха и деятельности семьи.

В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:

  • снижение рождаемости;
  • увеличение числа разводов;
  • девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
  • рост числа малообеспеченных и неполных семей;
  • ухудшение здоровья детей и супругов;
  • изменение семейных ролей;
  • рост семейного насилия.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.

На функционирование семьи в свою очередь влияет:

  • нормы и ценности культуры;
  • экономическая сфера общества;
  • демографические изменения;
  • государственные институты;
  • физиологические процессы;
  • психологическая динамика внутрисемейных отношений.

Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.

Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.

Типы семей

Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и формирование личности ребенка.

  1. Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
  2. Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними конфликтами, потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
  3. Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

Благополучные и неблагополучные семьи

Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.

Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения
Благополучные семьи Понимающие Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности.
Покровительствующие Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними.
Безразличные Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими.
Неблагополучные семьи Подавляющие Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут.
Тревожные Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы.
Отстраненные Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку.
Отвергающие На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение.
Читать статью  Проблемы с которыми сталкиваются родители при подготовке ребенка к школе

По воспитательному потенциалу

Сотрудничество

По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.

Воспитательно-сильная семья

Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.

Воспитательно-устойчивая

В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.

Воспитательно-неустойчивая

Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.

Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними

Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.

В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:

  • воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
  • маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
  • правонарушительская;
  • преступная;
  • психологически отягощенная семья.

Родительский авторитет

Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.

Автор выделял истинный авторитет, который подразумевает:

  • достойную жизнь родителей;
  • достойную работу родителей;
  • их поведение;
  • их знание жизни ребенка;
  • помощь ребенку;
  • чувство ответственности за воспитание ребенка;
  • гражданское лицо родителей.

Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.

  1. Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
  2. Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
  3. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
  4. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
  5. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
  6. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
  7. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
  8. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
  9. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

Педагогическая культура родителей

Детство

Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на стиль и тип воспитания, а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

  • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
  • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

Высокий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

Владение методами воспитания

Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

Средний уровень

Осознание целей и задач воспитания

Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

Владение методами воспитания

Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.

Низкий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

Владение методами воспитания

Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.

Основы семейного воспитания

Требовательность

В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

Родительский контроль

При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

Родительские требования

Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

Способы общения с ребенком

Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

Эмоциональная поддержка

Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

Читать статью  Неполная семья — кто это: что такое неполная семья по закону, какая семья считается неполной?

Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

Послесловие

Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».

Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
  • условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).

«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.

Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.

Что такое Семья простыми словами: ценности, традиции и роль в жизни человека

Генеалогия

Автор Семейная Фамилия На чтение 12 мин Опубликовано 01.06.2021 Обновлено 01.06.2021

Семья (семейный союз) – это основа любого общества, важная составляющая в жизни человека. Именно в этой общественной ячейке формируется гармоничная личность. Семья придаёт человеку уверенность, чувство опоры, знание того, что в этом огромном мире есть люди, которые ждут, любят и принимают члена семьи с его личными особенностями, достоинствами и недостатками.

В статье рассмотрим вопросы, что такое семья с точки зрения различных наук, уклад русских семей в истории, какие существуют в настоящее время семейные традиции, а также роль семьи в обществе и в жизни отдельной личности.

Понятие семьи

Семья – это общественная единица (ячейка), которая связывает двух людей совместным ведением быта и выстраиванием отношений на уровне закона.

Что такое Семья простыми словами: ценности, традиции и роль в жизни человека

Понятие «семья» изучается разными науками, поэтому существует множество толкований этого термина.

Что такое Семья простыми словами: ценности, традиции и роль в жизни человека

  1. Простыми словами семья — это малая группа людей, которая основана на супружеском союзе и связана родственными связями. Иногда встречается определение, что это союз людей, вступивших в брак и проживающих на одной территории.
  2. Социологи обозначают этим словом группу людей, которых связывает заключённый на законном уровне брак или родство по крови.
  3. Юристы считают, что это люди, которые связаны друг с другом отношениями на уровне права, сформировавшимися после оформления брака на официальном уровне.
  4. Психологи предпочитают связывать термин со взаимоотношениями личностей, затрагивая воспитательную роль, передачу обычаев и традиций, переходящих от старшего поколения к младшему.

Возникновение семьи как общественной единицы

Русское понятие «семья» имеет славянское (и, соответственно, индоевропейское) происхождение. Оно восходит к значению территориальной общности.

В старославянском и древнерусском языках имелось также слово «сѣмия»,обозначающее семью в целом (под этот термин попадали все члены рода, которые проживают совместно), а также челядь, холопов, домочадцев.

Что такое Семья простыми словами: ценности, традиции и роль в жизни человека

Когда точно появился первый семейный союз – неизвестно. Точно можно сказать, что на заре эволюции человек предпочитал вести одиночный образ жизни. Но когда люди поняли, что в группе выживать проще, начали появляться первые ячейки – прообразы семьи.

Древние женщины переключили своё внимание с альфа-самцов на мужчин-добытчиков, которые помимо потомства могли обеспечить ещё и безопасный быт.

До Великой Отечественной войны в России преимущественно проживали патриархальные семейные союзы. В них главой признавался мужчина, ему подчинялись все остальные члены ячейки.

После войны доминирующую роль заняла детоцентристская семья, для которой главной ценностью были дети (отсюда и стремление сохранить брак ради благополучия чад).

И.С. Кон в своих трудах пишет, что русские матери и жёны в дореволюционной России были сильными личностями. В классической литературе встречаются высказывания о русской женщине: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».

Относительно недавно в российском обществе возник супружеский союз, доминантой в котором являются равноправные отношения. Стабильность брака напрямую зависит от качества отношений между супругами, а качество этих отношений зависит от желания и стремления партнёров работать над ними.

Что такое Семья простыми словами: ценности, традиции и роль в жизни человека

Признаки семьи

Семью как общественную единицу определяет несколько признаков:

  • заключённый официально брак (в соответствующих государственных организациях);
  • финансовая обобщённость (совместно нажитые материальные ценности);
  • общий быт;
  • обязательное совместное проживание.

Некоторые включают в этот список ещё и наличие ребёнка или нескольких детей, но в современной модели супружеского союза этот пункт не является обязательным или определяющим.

Психологи-практики и социологи рассматривают семью также как малую группу. Рассмотрим на картинке ниже функции с точки зрения малой группы.

Что такое Семья простыми словами: ценности, традиции и роль в жизни человека

Кто считается семьёй: состав

Состав семьи (с точки зрения закона) выглядит следующим образом:

  • муж;
  • жена;
  • дети (усыновлённые в том числе).

При этом факт совместного проживания на деле значения не имеет. Дети продолжают оставаться членами одной семьи даже по достижении совершеннолетия. Однако и здесь есть свои нюансы. Дети старше 18 лет в семье военных не входят в состав по закону. Бывшие супруг или супруга, сожители (гражданские супруги) не являются членами семьи.

Что такое Семья простыми словами: ценности, традиции и роль в жизни человека

Основные функции

Рассмотрим шесть основных функций семьи, которые часто упоминаются в учебниках психологии и социологии.

Что такое Семья простыми словами: ценности, традиции и роль в жизни человека

  1. Репродуктивная. Основная функция семьи была и остаётся продолжение рода.
  2. Воспитательная. Тесно связана с предыдущей. В задачи входит воспитание новых членов общества, а также передача им опыта, традиций, знаний прошлого.
  3. Эмоциональная. Для большинства людей семья равна дому, а дом – это место, где можно найти покой, отдых, поддержку и помощь.
  4. Финансово-экономическая. Семейная ячейка – это своего рода сокровищница, где совместными усилиями накапливаются материальные блага и улучшается личное благосостояние каждого члена ячейки в отдельности.
  5. Досуговая. Гармония достигается, в том числе из-за совместного времяпрепровождения. Родители проводят время с детьми, путешествуют, учатся, приобщаются к культурным и эстетическим ценностям.
  6. Реактивная. Заключается в охране здоровья, в организации их отдыха, снятия с людей стрессовых состояний.

Типы, формы и виды семей

Представленные и наиболее известные типологии семей можно разделить на две группы. Первая группа включает в себя основные типы и соответствующие им категории.

  1. Принадлежность супругов к определённой социальной общности: эндогамия (брак могут заключить мужчины или женщины, принадлежащие к одной социальной группе, например, ранее браки среди дворян) или экзогамия.
  2. По количеству брачных партнёров: моногамия (проживание женщины и мужчины); полигамия (брак, включающий в себя несколько партнёров, как пример, многожёнство в некоторых мусульманских странах); серийная моногамия (если в течение жизни насчитывается более одного брака, например, в случае развода). Классическая моногамия — это пожизненное единобрачие, то есть супружеская пара вступает в брак один раз и на всю жизнь.
  3. По структуре власти: традиционная патриархальная (главой является отец, мужчина, «хозяин», «добытчик», «кормилец»); традиционная матриархальная (решения принимает женщина-мать). Иногда выделяют также неопатриархальную, неоматриархальную, эгалитарную.
  4. Юридическое оформление брачных отношений: официально зарегистрированный брак или фактический («гражданский») брак.
  5. По числу поколений: однопоколенная (в некоторых источниках записывают как простая, проживают вместе только родители и их дети); нуклеарная (ведут совместное хозяйство несколько поколений); многопоколенная (расширенная, большая, сложная).
  6. По количеству детей: бездетная; малодетная; среднедетная; многодетная.
  7. По наличию родителей: полная; неполная (материнская и отцовская); функционально неполная («квазинеполная»); особая (сложноорганизованная, смешанная ), в том числе бинуклеарная.
Читать статью  Отношение общества к самостоятельным матерям и отцам

Вторая группа охватывает особенности функционирования семьи и качество семейной жизни. Типология используется психологами при анализе проблемных семей.

  1. Качество выполнения семейных функций: нормально функционирующая или дисфункциональная.
  2. По материальному состоянию: обеспеченная или малоимущая.
  3. Состояние психологического комфорта: благополучная или неблагополучная.
  4. По типу проживания: матрилокальный брак, когда супруги проживают с родителями жены; патрилокальный, если молодожёны живут с родителями мужа; неолокальный тип (проживают отдельно).
  5. Способность продуктивно разрешать семейные проблемы: зрелая или проблемная.
  6. Удовлетворённость супругов своим браком: оба удовлетворены браком; один из супругов удовлетворён браком, другой нет; оба неудовлетворены браком.

Ресурсы семьи

Словосочетание «семейные ресурсы» подразумевает всё то материальное, что удаётся накопить супругам и их детям в течение совместной жизни. Это и имущество, и материальные блага, и прочее.

Всё перечисленное делят на категории.

  1. Материальные. Недвижимость, автотранспорт, бытовая техника, ценности, ювелирные изделия, предметы искусства и т. д.
  2. Трудовые. Каждый родственник выполняет определённую работу по дому: готовит пищу, проводит уборку, делает ремонт и т. д. Всё это и является трудовыми ресурсами.
  3. Финансово-экономические. Дают возможность приобретать материальные ресурсы. К данному виду ресурсов относят: банковские счета, наличные, ценные бумаги и акции, вклады и т. д.
  4. Информационные. Иногда их ещё именуют технологическими. Простой пример: мать готовит еду и учит этому свою дочь или сына. Для каждой семьи технологические ресурсы индивидуальны, а потому довольно часто они перерастают в традиции.

Права членов семьи

Отдельно стоит упомянуть и правовые особенности семейных отношений:

  • абсолютная добровольность принятия на себя ответственности или решений;
  • альтруистический характер;
  • длительный период отношений внутри союза.

Регулируются взаимоотношения внутри семьи правом и юридическими нормами. В России считается официальным только брачный союз, который был заключён в органах ЗАГСа, там же или в суде происходит и расторжение союза.

Семейные права не могут передаваться третьим лицам (т. е. всё распределено в субъективном составе семьи: супруги, дети, родители).

Что такое Семья простыми словами: ценности, традиции и роль в жизни человека

Ценностный аспект

Ценности семьи невозможно описать словами. Проще всего привести в пример ребёнка. Первое слово, которое он произносит, это «мама», он совершает свои первые шаги, учит алфавит, познаёт мир. И всё это при помощи родителей, которые отдают ему всё, что у них есть – нежность, ласку, любовь, умения, знания.

Именно семья прививает моральные ориентиры, передаёт традиции, способствует познанию окружающего мира. Значимость семейных отношений неоценима для ребёнка, он даже не может осознать, насколько для него важна полная семья, пока не повзрослеет.

То же самое касается и взрослых людей. Для каждого семья и дом – это два основополагающих понятия, которые помогают не сбиться с пути. Это эмоциональная, материальная, моральная поддержка, которую не смогут заменить другие общественные институты.

Что такое Семья простыми словами: ценности, традиции и роль в жизни человека

Коротко о традициях

Семейными традициями называют принятые в семье нормы, принципы поведения, взгляды, обычаи, которые передаются от старшего поколения к младшему. Наличие парадигмы таких явлений является признаком того, что отношения внутри семейного союза выстраиваются здоровым и полноценным образом.

Однако не только в этом важность обычаев семьи. Это ещё и часть масштабного механизма передачи основ жизненного уклада, морали, отношений между людьми следующему поколению, передачи законов внутрисемейного взаимодействия, правил, законов, принципов отношений. Они преобразуются и дополняются собственными внутрисемейными элементами.

Что такое Семья простыми словами: ценности, традиции и роль в жизни человека

Несмотря на то, что в течение всего времени существования семьи, брачные и семейные традиции постепенно вытеснялись унифицированными требованиями, менялись в связи с изменениями среды, принципов воспитания, общественных укладов, многим удалось сохранить монументальные обычаи и передать их своим потомкам.

Сегодня молодёжь вновь возвращается к традициям, начинает интересоваться своими корнями, происхождением предков. Это может быть связано с разобщённостью людей, с распространением «онлайн-жизни», в которой нет привязки к реальности и историчности.

Традиции помогают сблизиться родным, делают семью семьёй, а не просто группой людей, объединёнными кровными или брачными узами.

День семьи в России

Ценности семейных взаимоотношений посвящено в стране сразу несколько праздников.

Что такое Семья простыми словами: ценности, традиции и роль в жизни человека

  1. Международный день семьи. Он отмечается каждый год 15 мая. Праздник был провозглашён Генеральной ассамблеей ООН в 1994 году. Этот день призывает всех жителей планеты обратить более пристальное внимание на многочисленные проблемы семей в разных странах.
  2. День любви, семьи и верности или день памяти святых Петра и Февронии. Празднуется 8 июля (25 июня по старому календарю). С именами Февронии и Петра день связан с 2008 года. Праздник воспевает ценность верности и любви между супругами в семейном союзе.

Заключение: роль семьи в жизни человека

Огромное влияние семейная ячейка оказывает на детей, ведь в ней будущее поколение имеет возможность формирования нравственных и моральных ориентиров, жизненных ценностей, представлений о мире.

Основной морально-нравственный «скелет» закладывается у ребёнка именно в семье, хотя существуют другие общественные и образовательные институты (детский садик, школьные учреждения или различные творческие секции). Играют роль не только базовые знания, которые закладывают мама и папа в ребёнка, важны и отношения между самими родителями.

Проповедование любви, уважения, поддержки, дружбы, верности должно подкрепляться личным примером. Только так появится возможность сформировать целостную личность ребёнка.

И родители, и родители родителей способны оказать на формирование личности ребёнка огромное влияние. Они закладывают следующие умения и ценности:

  • умение любить и принимать любовь от других;
  • понимание традиций, обычаев;
  • навыка общения и взаимодействия с противоположным полом;
  • умение оказывать и принимать помощь;
  • принципы поведения в обществе, умение выстраивать в нём гармоничные отношения.

Только в окружении близких и родных людей человек может чувствовать себя в безопасности. Он понимает, что он нужен, а это рождает уверенность в себе. А уверенный в себе человек способен справиться с любыми трудностями, преодолеть все неудачи.

Автор статьи

Людмила Голубева

Людмила Голубева

Куратор проекта «Семейная фамилия», специализируется на изучении фамилий с 2012 года и проведении генеалогических исследований, высшее профессиональное образование (2003 — 2008 г.), курсы повышения квалификации.

Источник https://psychologist.tips/1089-semya-vidy-semej-funktsii-opredelenie.html

Источник https://semfamily.ru/genealogiya/chto-takoe-semya

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *